Доброго вечера вам, автор!
Должен извиниться за долгое отсутствие: со временем для спокойного обстоятельного разговора некоторые сложности. К тому же, признаться, я сознательно откладывал визит до кануна "супершоу первого тура", чтобы наверняка не смущать народ своим ворчанием. А собираюсь я если не совсем уж ворчать и брюзжать, то наверняка порассуждать о моментах, которые лично для меня оказались спорными в вашем рассказе. Не потому, что рассказ плох - отнюдь. Просто кому много дано... Скрытый текст - Приступим?: Как водится, в первую очередь два замечания: я намеренно не читал предыдущие отзывы, так что повторы вполне вероятны - и мы не станем останавливаться на языковых огрехах. Вы наверняка знаете об их наличии и на стадии правки легко избавитесь по крайней мере от большинства.
Теперь непосредственно к делу. Слов будет много, рассуждения неторопливы... отчасти специально, в противоположность динамизму некоторых сцен рассказа.
На большинстве литературных конкурсов, в традиции которых входит написание вдумчивых отзывов хотя бы несколькими участниками и в которых участвуют люди умудрённые и авторитетные, рефреном звучат мысли: "не описывать, а показывать", "не пересказ, а действие". И в качестве высокой похвалы автор может услышать в адрес собственного детища оценку "кинематографично". Хорошее слово, отлично описывающее в данном случае ваш рассказ. Картинка удалась, читатель с лёгкостью "визуально" воспринимает происходящее и... возникает крайне разнородный Скрытый текст - дуальный эффект: помимо визуализации, пресловутая кинематографичность играет довольно злые шутки, снижая достоверность происходящего.
Дело, мне кажется, в том, что на письме вся эта чёткая визуальная картинка достигается выверенным динамичным описанием - и грамотным использованием узнаваемых шаблонов. Но вот беда: для большинства вестерн - исходно прежде всего часть киноиндустрии, скорость происходящего на экране заметно выше, чем смена сцен при чтении. Эта динамика плюс игра актёров плюс музыка не позволяют дать зрителю время задуматься всерьёз - а в тексте это практически невозможно. Давайте посмотрим, что происходит в этом случае, на примере буквально пары моментов.
1. Ну какой же настоящий вестерн без нападения краснокожих?
Итак, холодная зимняя ночь, герои без огня ( парочка сумасшедших, стремящихся к мучительной смерти?) сидят на голых камнях... Нет, стоп. Что мы увидели бы в кино? Например, единой панорамой, Скрытый текст - практически без пауз: мирно пасущиеся кони, фигуры людей - сидящего и лежащего, освещённые яркой полной луной, далёкие холодные звёзды... Вдруг - птичий крик, резкий перевод камеры, наши герои уже настороже, и уже мелькают за камнями фигуры подлых сиу. Свист стрелы синхронен рывку, искры там, где только сто сидел Рей - а он уже палит по подступающей толпе с двух рук, стараясь перемещаться в сторону лошадей, не успевая, не успевая... Частая смена ракурсов, выстрелы и звуки боя - и пауза. Буквально на мгновение, чтобы зритель вслед за героем осознал: шансов почти нет, дело дрянь. Внезапно со стороны (мы точно видим, не из пространства сцены!) два выстрела, ближайшие враги падают, и вот уже чаша весов качнулась в другую сторону. Дальше, быстрее, к победе... и не дать зрителю задуматься! Резкая смена планов: напряжение встречи с незнакомцами. Вот троица медленно приближается, ещё не вполне различимая. И герои, и мы в напряжении: кто это? Враги? Союзники? Просто добрые самаритяне, не оставившие ближнего в беде?
Но при чтении всегда есть время задуматься, остановившись. Что мы имеем? Со слов Рея, они подвергаются не просто нападению - это Которые при этом выпускают в одного (!) из героев одну (!!) стрелу - и при этом большинство уже на открытом пространстве, спеша подставиться под пули. Это вы серьёзно? В окружающем мире состояние перманентной войны, индейцы далеко не впервые встречают белых, про огнестрел знают... и ведут себя вот так? Это даже если оставить в стороне вопросы, как сиу обнаружили героев - и проворонили ещё троих, которые, как мы узнаём чуть позже, находились неподалёку, ибо следили за Реем.
В итоге то, что в качестве видеоряда смотрелось бы прекрасно и динамично, при чтении вызывает некоторые вопросы.
2. Здесь же - палящий с двух рук Рей (впрочем, пока ещё мистер Сточ). Разумеется, далее по ходу рассказа становится понятно, для чего необходим именно такой стиль: без него кульминация, совмещённая с развязкой, просто не получится (хотя извернуться, позволив выстрелить и Рею, и Джеку - хотя эффект, конечно, был бы иным). Я не специалист, конечно, однако мне кажется, будто появиться в руках бывшего капитана два автоматических револьвера ещё не должны - чуть рановато. Этот момент, если я действительно прав,
3. Финальный бой, ярчайший момент: появление пулемёта Гатлинга, бравурная музыка звучит в унисон очереди, фонтанчики каменной пыли из пробиваемых насквозь стен, искры... Красота! Правдоподобно? Ну... как-то не очень: слабоват "композитор" против зданий, построенных по принципу "мой дом - моя крепость". Отдельно заслуживает рассмотрения авторский ход с регулярной сменой фокуса, переходом от Рея к Джеку с сохранением изложения от первого лица. Идея интересная, сложная как для автора, так и для читателя - потому этот приём должен быть очень и очень нужен, обоснован. Я, честно говоря, для себя обнаружил только два связанных с этим аспекта:
- на фоне рассуждений "чем мы лучше" и т.д. заставляет читателя некоторое время подозревать, что истинный виновник всего кто-то из этой пары;
- ещё больше усилить сходство историй героев по отношению к "эль Дьябло", выводя её на уровень типичной для этих места и времени. Это уже почти притчевый уровень, и тут есть, как мне кажется, Скрытый текст - любопытная возможность: Только очень неоднозначная. Сейчас части от лица обоих героев различаются в первую очередь "титулованием" спутников, а речевые характеристики довольно близки. Это, с одной стороны, логично, учитывая единство места и времени, с другой же... Они из разных сред, с разным воспитанием. Я бы усилил лексическое различие Рея и Джека в начале, постепенно нивелировал бы его к финалу... и в последней сцене вообще не сказал бы читателю, кто из двоих остался в живых. Вот ровно та же сцена, но не "Рей" а "он" и т.д. Подытоживая символическим поступком не только судьбы конкретных персонажей, но постепенно уходящую в прошлое историю Дикого Запада.
Отдельно поговорим о ещё одном вечном шаблоне: монологе Главного Злодея. Ну куда же без него?! Итак, дано: в замкнутом пространстве два героя и два злодея после тяжелого боя. Герои в шоке, им только что открылась потрясающая правда об истинной расстановке сил в этой игре. Злодеи, ясное дело, торжествуют, ибо их чёрные замыслы близки к исполнению, надо только грохнуть парочку свидетелей - плёвое дело. Что в итоге происходит? Один тащится непонятно куда:
Цитата:
Железнодорожник с пистолетом в руках подошёл мне со спины.
|
Второй же, стоя с дымящимся пистолетом в руках над только что убитым дядюшкой, подробно рассказывает племяннику о своей "очень гнусной хитрости". Давая тем самым возможность кому-либо из героев прийти в себя и доблестно грохнуть обоих злыдней, что и происходит. Ну как же так-то? Нет, я понимаю: желание насладиться муками жертвы, осознающей, как её провели, вот это всё... Но не так бездарно же? Если вот прям Да, за пределами нашего рассмотрения остался удивительный вопрос: а чего всё так сложно-то? За несколько лет не найти за деньги железнодорожной компании десятка полтора приличных стрелков, не устроить засаду на эль Дьябло, зная, что он всякий раз пытается помешать бесчинствам? Не подкупить, наконец, никого из его собственного окружения? Ой как слабо верится, что вот эта сверхсложная схема со слухами, дезинформацией и т.д. надёжна и на неё хватало времени. Впрочем, высказанное, как водится, сугубо личное брюзжание отдельно взятого читателя. Рассказ понравился, спасибо вам!
Удачи, надеюсь, во втором туре!
__________________
...For the error bred in the bone
Of each women and each man
Craves what it cannot have,
Not universal love
But to be loved alone...
W.H. Auden, "September 1, 1939"
|