Показать сообщение отдельно
  #10  
Старый 19.11.2019, 16:42
Аватар для Никто Оуэнс
Многоликий
 
Регистрация: 17.08.2019
Сообщений: 1,961
Репутация: 94 [+/-]
Зелёные человечки Арр-Р Гейман

Приветствую, дорогой автор!

Неожиданно поймал себя на мысли, что мне мало что есть Вам сказать. Манера подачи и использованные образы выдают состоявшегося автора. И уж точно не мне давать советы, что и как делать.

Поэтому, считайте, что всё последующее лишь мысли вслух. И поиск для себя ответов, которые возникли при чтении.

Итак, уже было сказано, что история напоминает работы Пратчетта. Я увидел сходство с другим автором. Не менее талантливым, и как раз специализировавшегося на подобного рода работах. Я бы совершенно не удивился, если бы встретил эту историю в сборнике рассказов Нила Геймана. Та же стилистика, те же мотивы и та же матчасть. Мир старой доброй Англии, вперемешку с кельтскими мифами и легендами. И пусть на троллей культ скорее у норвежцев, в Ирландии каменных великанов тоже почитают. По крайней мере, тихонечко в них верят.

Но есть и разница в вашей небольшой сказке-притче и аналогичных работах автора. Уж извините, но там мораль чуточку глуже. Не скажу, что её нет у Вас, но поучительный эффект получается у мастера сильнее. Впрочем, как мне кажется, если сравнение идет с таким мэтром, это уже вполне себе победа.

Какие скрытые смыслы можно найти? Сожаление об утрате традиций. Уважение к старшим. Урок, что святость не в сане, а в чистоте помыслов. Ну и указание на то, что не нужно бояться идти за своей мечтой.
Весьма недурно. Гейман обычно в рассказ закладывает смыслов поменьше. Но он делает их акцентированными. Тут же этих акцентов не хватает. Много мыслей, но все – вскользь. Не успеваешь задуматься, а тебе подкидывают новую пищу для ума. Они все откладываются в памяти, и ты о их думаешь, но эффект погружения не тот. Тебе дают мысль на блюдечке, а не рождают её вместе с тобой посредствам развития личности героя.

Кстати, отсюда же и отсутствие интереса к личности тролля. Ведь путешествие в столицу и назад нисколько не меняет Арр-Р. Да, мы видим, что он действительно человечнее многих людей, но мы не видим становления человека. Мы получаем действо от обратного. Арр-Р больше человек чем другие. Потому что другие ведут себя не всегда человечно. Но ведет ли себя Арр-Р как человек, потому что у него это есть духовная потребность? Скорее нет. Его папа научил быть человеком. Но он сам этого так и не осознал. Он до самого финала так и не понял, что значит быть человеком. Вот и получается, что почти всё, что он делает – не осознанный выбор, а именно соблюдение заветов отца. Может в этом и есть основная сюжетная проблема? Понять, что делает человека человеком? Воспитание и следование традициям или же что-то внутри нас самих? Я получил вопрос, но ответ автора не последовал. Он позволил найти его самостоятельно.

Неоднозначным смотрится появление ведьмы или даже ведьм. Опять же, для Вашего мира они норма, но нужны ли они? Мне кается вполне достаточным смотрится факт существования троллей. Ведьмы становятся лишним элементом, который мало на что влияет, но оттягивает внимание от героя.

Хотя, не исключаю, что их задача акцентировать внимание на конфликте. Он действительно интересен. Это ни что иное, как противопоставление обычного мира, где даже святые мало что могут, миру магии и волшебства. Вся история о том, что магия вокруг нас, нужно лишь захотеть её увидеть и тогда, даже самые невероятные вещи вроде воскрешения, становятся возможными.

Но тут возникает резонный вопрос. Так кто же побеждает в противостоянии? Ведь Арр-Р же человек. И вся история именно об этом. Он не принимает свою сказочную природу подобно Шреку и не отказывается от мира людей. Просто становится свидетелем чуда. Опять же, это не несет в себе ответов. Впрочем, как и наш сложный мир не дает нам их.

Может и не нужно здесь этих глубоких философских мыслей, ведь это простая история газами тролля. Может так и должно быть. Мы должны видеть прекрасное и просто верить в чудо, а не искать скрытые смыслы. Но почему же тогда, эта прекрасная история моментально стирается из памяти? Почему уже через пару дней ты не в состоянии вспомнить, о чём рассказ, не говоря о том, куда отправлялся герой?

Память запоминает то, что полезно и что даёт ответы на вопросы, которые терзают разум. Не найдя их, мы перелистываем страницу и идём дальше, ища ответы в другом месте и в других героях.

А образы… Они всегда стираются из памяти. Увы. Наверное, поэтому люди и стали рисовать картины и делать фотографии. Мы помним лишь то, что связано с людьми, забывая яркие пейзажи и красивые образы.
Появление ведьмы порождает и ещё одну проблему. Низвержение идолов. То, что не смог сотворить святой, делает маленькая колдунья, которая даже не осознает, что совершила. Да, сама по себе жизнь человека – чудо. Да, природа вещей может быть не такой, как мы привыкли видеть её в священных текстах. Но стоило ли делать такое противопоставление?

В конце поворчу насчёт темы. Широкое понимание и всё такое, я отлично это понимаю и принимаю, но здесь нет врага. Ни явного, ни скрытого. Его нет как данности. Я могу пофантазировать про то, что враг – это сама смерть. И герой побеждает смерть. Но ведь это не так. Рассказ про другое.

В итоге, я прочитал очень красивую, безумно образную сказку-притчу, которая доставила приятные моменты при чтении, но не оставила следа в душе. Безумно жаль, что так.

Но, тем не менее, большое спасибо за историю и удачи!




Цитата:
Сообщение от Крыжановский Посмотреть сообщение
для лучшего и единственного оставшегося критика конкурса.
А что мешает их появлению? Кто мешает взять и самому попробовать начать критиковать? Стоит ли ждать прихода мессии, если всё в наших руках. Нужно лишь захотеть, и всё становится возможным. И даже каменная статуя оживает
Ответить с цитированием