|
Алекс Тойгер
Номинация Сердце в руках
1 место: greatzanuda (Ленус & Анкамна) «Жертва Ленусу»
Основной отзыв - в "фоновой" номинации. Что касается "жертвы" - тут она очевидна и, в отличие от многих других рассказов, расписана ярко и достоверно, грамотно вплетена в сюжет и является на сто процентов сюжетообразующей.
2 место: Hellena Asker «Убить императора»
Грамотно выстроено повествование - захват внимания с первой фразы, ёмкое погружение в "легенду", сокращение дистанции до героя и любовь к деталям... Пожалуй тут и кроется подвох - всё _слишком_ грамотно - как по учебнику! В результате где-то к третьему абзацу уже понятно, что они действительно грохнут императора (название ещё не совсем спойлер, а вот начало текста - исключает разночтения). Так вот, понятно не только то, что грохнут, а также и то, что в итоге случится какой-то подвох - и даже можно предположить какой. В итоге скучно читать! Не спасает старательная проработка персонажей. Чёрт, там ведь романтика полным ходом - но и в ней нет никакой интриги! - всё выхолощено, будто автор пытался втиснуться в 12+
В итоге: избитая, но рабочая идея, которую стоило раскрывать в необычном сеттинге - но ни в коем случае не так стандартно, как оно сделано сейчас.
3 место: HorraOra «Почтовый птеродактиль»
Хоть у рассказа и малый блицевый объём, стоит отметить неплохо продуманный сбалансированный мир. С одной стороны, идея про расы с разными способностями - тридесятой свежести - отдаёт компьютерной игрой, в которой эти способности можно прокачивать. С другой - живыми и достоверными получились герои, а это дорогого стоит.
С атмосферой похуже - на эмоциональном плане рассказ колеблется между трагедией и юмором, склоняясь ко второму - возможно, стоило добавить гэгов и не сгущать краски детскими переживаниями. А если уж сгущать - тогда использовать более серьёзную тональность в повествовании, дать флэшбеки, взвинтить темпоритм (сейчас убаюкивает), сократить дистанцию до героев, дать подробности и погрузить читателя в события. Начать прямо со сцены падения красного осьминога, далее гипноз, потом воспоминания... вот и появится объём на 50 т.з., а читатель с головой окунётся в интригу.
4 место: Agressor «Маленький народец»
Плохо во втором туре с "состоявшейся жертвой".
В данном случае стоит отметить не только конкретный рассказ, но и общую старательность автора, который берёт количеством.
Что ж, жертва налицо, есть любопытные мифологические отсылки. Сквозь смачные эпитеты а-ля Лавкрафт проглядывают живые герои - местами удаётся за них переживать.
5 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Яркая сказка с жертвой, качественный мифологический материал. Во втором туре придирки строже: хотелось более сложных смысловых кульбитов и откровений, опровержений и догадок... Сейчас же качественный фон преобладает над пустоватым смысловым наполнением.
6 место: Акуля «На три ладошки от печки»
Стоит отметить тщательную проработку этнографического материала, хорошее знание исторических реалий, в которые веришь без вопросов (особенно после перечитывания рассказа). Язык живой, образный, герои вызывают сопричастность.
Большие вопросы у меня к выстраиванию сюжета, к убитой интриге и рваному темпоритму - в этом смысле былинная подача текста не выглядит удачной. Тут уж или полностью уходить в стилизацию, или давать классические завязку-развитие-кульминацию-спад.
Номинация Мы идём другим путём
1 место: helgvar (Хаим Алий) «Слушания Захара Крюга»
Собственно "другой путь" тут на поверхности - это финальный выбор, который делает гг. Сюжет грамотно подводит к выбору, при этом концовка не очевидна - интрига сохраняется, финальный твист хорош.
Остальное - идея, реализация и т.п. - расписано в фоновой номинации, куда рассказ тоже попал.
2 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
Общие впечатления от рассказа описал в "фоне". Насчёт "другого пути" - помимо того, что основная жертва здесь явно не состоялась, можно отметить общую атмосферу взросления, отхода от детской картины мира, "детского пути".
3 место: Юка (Алеку) «Книга жизни»
"Другой путь" тут скорее метафорический - это перерождение, которое несомненно состоялось.
(остальное расписал в "фоне")
4 место: Крыжановский «Отдать концы»
Откомментировал рассказ в фоновой номинации. Насчёт тематической - можно подискутировать, что тут жертва и как оценивать степень её состоятельности. На мой взгляд жертва не состоялась, к тому же, герой явно идёт по альтернативному пути.
5 место: Евлампия. (Серенький) «Волчья Петля»
Нестандартный фокал - это однозначный плюс. При этом фокал исполнен правдоподобно - сущность гг колеблется ровно на той грани, чтобы читатель ассоциировал себя с "нечеловеком", обладающим человеческим восприятием.
В минус - затянутость и предсказуемость - хотелось более оригинального твиста в концовке. Идейная составляющая тоже подкачала (вот к чему это всё было? где внутренние мотивы мироздания?)
Опять же, возвращаясь к героям: на фоне гг все остальные - картонные функции, им сопереживаешь не потому, что ощущаешь их самих, а потому, что "так сказал гг".
6 место: L7 «Два билета на Седну»
Много всего в рассказе: мифология, космос, романтическая линия и толстый-толстый слой киберпанка... Слишком много! Стилистика не справляется, читать местами сложно, диалоги довлеют, ненужные подробности обрываются несостоявшимися сюжетными хвостами... Уфф.
Тот случай, когда "атмосферы" с избытком - тут уже не послевкусие, тут передоз. Возможно, сюжет заиграл бы, будь он фильмом. Или аниме.
Из плюсов: героиня, конечно же. Живая и настоящая, несмотря на свою природу.
Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
Достаточно свежий сюжетный ход - использовать в качестве фона пионерский страшилочный фольклор восьмидесятых а-ля "гроб на колёсиках" с налётом сталкерщины. Страшилки переработаны с учётом более позднего времени (в рассказе по ощущениям 90-е - кстати, не очень понятно почему именно это время), но атмосфера и детский фокал никуда не делись - они всё те же - и это не минус рассказу, скорее наоборот, вслед за Успенским («Красная рука, черная простыня, зелёные пальцы») автору удалось достоверно описать картину мира ребёнка и при этом выстроить годный читабельный сеттинг. Глубоких идей вселенского масштаба тут нет, но попытка показать "точку сборки" ребёнка вполне удалась.
2 место: Крыжановский «Отдать концы»
Рассказ балансирует на стыке сразу нескольких поджанров и направлений: тут киберпанк с мощной социально-политической сатирой, немного сюра, и даже юмор - пусть и эпизодический. Автор сумел без пафоса и явной крамолы, но и без эзоповских ужимок вскрыть наболевшее.
Из минусов - через пару недель после первого прочтения в голове остался лишь попугай! Да, остальные герои подгружаются, если напрячься, но налицо дисбаланс в проработке персонажей.
Ну и объём - это не столько минус, сколько констатация факта - рассказу комфортнее было бы на блице, для Большого Креатива у него не тот объём.
3 место: helgvar (Хаим Алий) «Слушания Захара Крюга»
Главный плюс - свежесть и оригинальность идеи. При этом автор не пытается заигрывать с читателем - давить на жалось, брызгать описанием эмоций и т.п. Мир дан без прелюдий и реверансов - требуется определённое усилие, чтобы в этот мир погрузиться, но потом в какой-то момент осознаёшь, что ты уже там: герои настоящие, ощущения неподдельные, чувства и эмоции показаны скупо, без разжёвывания - и от этого веришь им без колебаний.
Немного подкачали второстепенные детали - точнее одна деталь: астероид. Подробность эта дана мельком, в стилистике остального текста, но тут кроется проблема - астероид важная сущность для сюжета, и стоило тщательнее продумать эту сущность, а именно: либо более логично подвести к "голливудскому" в плохом смысле сюжетному ходу, либо вообще по-другому, более прозаично, "уничтожить" долю Тани Крюг. Сейчас отдаёт желтизной, и это особенно заметно на фоне предельно "честного" и достоверного остального текста.
4 место: Юка (Алеку) «Книга жизни»
Во втором туре критические тараканы жирнее, а придирки - придирчивей.
Во-первых, концовка. Я понимаю, сложно придумать что-то новое в сюжете с перерождением, но хотелось... ан нет. В итоге концовка угадывается раньше, чем она состоялась по тексту - и это портит общее впечатление.
В продолжение предыдущей мысли: сюр слишком половинчатый, будто не хватило автору смелости хватить лишку (как в "Морковном короле") - слишком хотелось уложиться в рамки обычного, понятного всем рассказа... Местами это проглядывает, и это в минус.
Ну а в плюс - то, что я писал в первом туре: шикарные эпитеты и скрытая поэтическая гармония в тексте, угадываемая за сюрной прозой.
5 место: Безумное Чаепитие (БЧ) «Тост»
Во многом экспериментальный текст. Во-первых, смелое выстраивание сюжетных блоков - автор не боится ломать темпоритм (при том, что отлично знает, как с этим темпоритмом обходиться).
Далее - решительное окунание читателя в странные "правила" описываемого мира: например, рыбалка, про которую без лишних объяснялок - но читателю, тем не менее, всё понятно.
Ну и герои - они живые (хоть почти все умерли), они разные и достоверные. Послевкусие от прочтения (острое желание напиться) тоже в плюс.
Теперь минусы.
Всё же не удалось совладать со структурой, сюжет расползается. Он не такой аморфный, как в "Зодчем", тут другое. Сюжет требует излишней концентрации на всём своём протяжении - в первую очередь из-за того, что постоянно вводятся новые герои. Да, эти герои обозначены в самом начале, но слишком тезисно - немного не хватило подробностей, чтобы читатель надёжно зафиксировал их у себя в голове. В итоге читательское внимание неоправданно рассеивается - ведь кроме героев тут ещё куча странных сущностей и специфики необычного мира. К середине рассказа надо бы уже погрузиться в сюжет, проникнуться идеей и предвкушать развязку, но приходится знакомиться с новыми и новыми персонажами, которые все разные - и там ещё подробности, которых чуть-чуть, самую малость больше, чем нужно. Заметно, что автору комфортно в созданном мире, он прочувствовал, прожил его - и читатель это ценит, но! от литературных законов никуда не деться: завязка-кульминация - вот это всё.
В итоге - яркий самобытный мир (уж простите за избитые эпитеты, но так оно и есть), который излишне требователен к читателю: нужна правильная обстановка, сдвиг точки сборки, чтобы войти в резонанс с автором - и вот тогда рассказ оглушает наповал эмоциями, глубиной и атмосферой.
6 место: greatzanuda (Ленус & Анкамна) «Жертва Ленусу»
Автор в очередной раз радует историческим экскурсом, причём сейчас этот экскурс не размеренно-музейный, а вполне динамичный, с интригой и кульминацией. Детский фокал расписан достоверно - веришь всему, погружаешься в реалии тех лет.
Не до конца "дожата" идейная составляющая - вроде бы, все точки расставлены, но нет чувства завершённости, больше можно было вытянуть из мотивов героев, из социальной составляющей - провести параллели с современностью, дать аллюзии... всё это угадывается и сейчас, но приходится додумывать.
Номинация Юмор
Маленький круд - До чего дошел прогресс
Очень разные рассказы-претенденты, и к каждому есть претензии. В итоге выбор пал на текст, который однозначно позиционируется как юмористический. Несмотря на огрехи в реализации (затянутость, перебор с просторечием, вялый темпоритм), всё же юмор тут состоялся - он лёгкий, с привкусом постсоветской ностальгии и парой-тройкой удачных гэгов, которые оживляют повествование.
Номинация Лучший критик
Безумное Чаепитие
Ко второму туру в моём рейтинге осталось два претендента - выпал Крыжановский. При этом за Дварфа я проголосовал в первом туре - в итоге остался БЧ. Помимо общей активности, он полезно прокомментировал мои тексты, да ещё и привлёк к критике своего бета-ридера, а это дорогого стоит (вообще, если ориентироваться на критику моих текстов, то правильнее было проголосовать за БЧ в первом туре, а за Дварфа во втором - но уж как есть).
Murrr
Номинация Сердце в руках
1 место: Agressor «След»
Мне показалось, что первая группа, за которую голосовала в первом туре, посильнее второй. Поэтому на первом месте текст, зацепивший в прошлом голосовании. Спасибо автору, что обратил внимание на социальные проблемы современности: нагруженность личности ответственностью перед кем-то в ущерб ответственности человека перед самим собой; одиночество в результате деструкции отношений и т. д. Мистическое повествование не без натурализма, но это только добавляет достоверности; психологически выверенная парадигма развития характера доказывает авторскую идею; стилевое единство делает текст весьма читабельным, а интрига и элементы вирда не позволяют отвлечься от текста.
2 место: Agressor «Хижина»
Стоит оценить и поощрить внимание автора к социальным проблемам. Драматическая ситуация, в которую попадает семья, заставляет увидеть все изъяны семьи как ячейки общества, обратить внимание на эгоцентризм взрослых её членов, поразиться уродливости межличностных отношений и деформацию такого чувства, как родительская любовь. В сети можно найти факты каннибализма во время войны, когда жертвовался один ребёнок другому; но о том, что такая (или подобная) деформация лежит в основе семейных отношений, говорить не принято. Забыто о воле Бога, о фатуме, о высших силах - их функцию берёт на себя родитель-эгоист. Ему не хочется терзаться и горевать; чтобы защититься от горя, он готов стать преступником. Текст весьма читабельный, интрига хорошая, хотя и подзатянутая, слог ровный, выразительный.
3 место: Agressor «Маленький народец»
Интересный рассказ о естественном и сверхъестественном, их противостоянии и роковой невозможности видеть мир с обеих граней разом. Интрига предсказуемая, сюжет достаточно потрёпанный, однако мастерство автора очевидно.
4 место: Евлампия. (Серенький) «Волчья Петля»
Текст страдает от многих дефектов: это и речь рассказчика, и отсутствие интриги - собака и должна жертвовать собой ради человека, уж лучше бы автор написал о подвигах животных в Великой Отечественной Войне, было бы ярче и достовернее. И нарушения динамики. И ещё что-то. Но! Эмоционально текст, что называется, "забирает", он запоминается, оставляет светлое послевкусие. И если бы меня спросили, что из конкурсного посоветовать прочесть подростку, я бы назвала этот текст. Значит, несмотря на мои претензии, он живой. А создать живое - удача и заслуга автора.
5 место: Безумное Чаепитие (БЧ) «Тост»
Я не особо терпеливый и добросовестный читатель, мне подай интригу, бодрый темпоритм, всё яркое и выразительное, короче, зрелищ. Но этот рассказ воспринялся как восхитительная элегия - в тишине и одиночестве своей души, на фоне вечного перед останками прошлого. Иногда хочется и такое почитать.
6 место: Юка (Алеку) «Книга жизни»
Психоделика, но читается с интересом даже теми, кто не в теме и не при делах. Не оригинальная, но интересная идея с переходом между реальностями и сущностями. Понравился финал - этакий выхлоп оптимизма после всей-то мути. Хороши описания, характеры. Автор - мастер в передаче эмоций. Огрехов хватает, но их число не критично.
Номинация Мы идём другим путём
1 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
Голосовала за текст в первом туре, и он не потерял очарования со временем. Запомнились отлично созданные детские характеры, крутая интрига, чудесный мир, правильный нравственный посыл.
2 место: HorraOra «Почтовый птеродактиль»
Текст после прочтения не забылся, наоборот, ожил в ярких зрительных образах. Сама не пойму, что в нём особенного: подобное читано; вкусных деталек типа складывающихся ушей можно напридумывать тьму-тьмущую; язык без особенностей; сюжет не потрясающий... Но добрый же, искренний, естественный, будто читатель сам в этом мире находится! А ещё очень-очень зрелищный. Как этого автору удалось достичь, фиг знает. Но живому тексту и место повыше.
3 место: greatzanuda (Ленус & Анкамна) «Жертва Ленусу»
Ай, автор, дважды угодил читателю: во-первых, главные герои - ребятишки. Обожаю такие тексты! Во-вторых, сандалпанк. Три раза обожаю! С интересом воспринялись детали, даже гуглить не захотелось для проверки, в конце концов, автор имеет право не только на вымысел, но и на домысел. Самая слабая линия - семейная; я бы на месте автора её усилила. Один раб - так это почти нищая семья, здесь тоже поживописать бы побольше. Интрига и сюжет весьма годные, без вопросов. Речевые недочёты не выписала, но они имеются. И это... я кровожадная, есличо. Извините, но сцены на арене пресноватые. Мало огня, экспрессии.
4 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Рассказ, который можно бесконечно расхваливать за тему, идею, характеры, детали... что там ещё?.. Единственный недостаток - безбожно затянутое повествование. Недостаток ли это? Знакомство с китайской литературой начала со сборника средневековых новелл "Разоблачение божества". Так вот, там точь-в-точь такой тип повествования, когда читателю хочется заорать: да хватит уже повторов, зависаний, давайте дальше! Почему-то за текстом особенно ясно виден настрой и нравственные системы рассказчика, причём они совпадают с авторскими. А вот было бы здорово, если б не совпадали! Очень хороший текст, его место объясняется только моей вкусовщиной - люблю, когда аллегорий поменьше, драйва побольше.
5 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Текст почти стёрся из памяти после первого тура, несмотря на яркость и выразительность образов, сюжетные повороты и сюр, который в качестве необычайного всегда заставляет работать память. То ли автор перемудрил с рябью из образов, реальностей и состояний, то ли читатель (я) не погрузился полностью в художественный мир, прочёл поверхностно. Текст не полюбился, но ведь автор не виноват? Пусть будет пятое место.
6 место: Ксенозоид «Пока я на этой планете»
Неплохой рассказ, в котором всё нормально, приятно для чтения, поучительно, достойно... Интим не противоречит нравственности и статьям закона, литературные герои - характерам реальных подростков, идея - темам конкурса. Не хватает самой малости - искренности, которой брызжет жизнь. Но всё равно хорошо, может, это мне только не хватает.
Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Agressor «След»
Точность описаний, полнота и логика характеров, удивительная атмосфера - всё это говорит о мастерстве автора.
2 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
С удивительным искусством созданный мир Туманного двора выглядит настоящим. Получилось лучше, чем Сумрак у Лукьяненко. Характеры детей жизненные, поданы в мастерски отобранных деталях.
3 место: greatzanuda (Ленус & Анкамна) «Жертва Ленусу»
Написать так, чтобы у читателя возник эффект присутствия - проявление авторского мастерства. Характеры детей органичны, логичны, несут в себе авторскую идею.
4 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Перемешать локации, времена, протянуть сквозь них мотивы, скрытые и явные, выразить своё отношение к созданному миру - это нужно уметь. А если ещё и мир сюрреалистичный, так вообще, я считаю, автор - гений. Увы, я позабыла эту гениальность и не насладилась ею, но пусть будет место.
5 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Как я уже писала, автор стилистически оказался очень близок к средневековой китайской новелле, честь и хвала ему. Характер героя воплощён во всём многообразии чувств и эмоций, автор молодец.
6 место: HorraOra «Почтовый птеродактиль»
За зрелищность! Прямо не знаю, что писать - это загадка для меня, как удалось автору создать живые картинки. Если бы знала, сама бы так же писала, но нет.
Номинация Юмор
Маленький круд - До чего дошел прогресс
У меня нет чувства юмора, поэтому, как в прошлом туре, определяю лучшее произведение по совокупности формальных приёмов создания комического в тексте. Кроме того, рассказ мне понравился.
Номинация Лучший критик
Безумное Чаепитие.
Человек любит конкурс Креатив, любит литературу, считает важным то, чем занимается, умеет сказать о недостатках, не обидив автора. И это зря.
Юка
Номинация Сердце в руках
1 место: helgvar (Хаим Алий) «Слушания Захара Крюга»
Рассказ, написанный настоящим мастером, редкий случай, когда используются не классические затёртые сравнения и эпитеты, но выдумываются новые – такое я люблю, и поэтому всеми руками за! Очень меланхоличная история про разрыв в отношениях, про одиночество и поиск себя. Нф допущение выступает как метафора, что ли. Рассказ одновременно и поэтичен, и реалистичен, в нём нет ни пафоса, ни пошлости – и в этом плане напомнил любимого мною Набокова.
2 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Пожалуй, самый цельный и законченный рассказ на конкурсе, замечательно вписывающийся в номинацию «жертва состоялась» (обезьяна жертвует глазом, чтобы стать хранителем). Неплохой сеттинг, построенный на китайской мифологии. Читал с большим интересом.
3 место: Agressor «След»
жесткий и бескомпромиссный, наполненный мраком одиночества и какой-то жгучей тоски, рассказ зацепил меня чуть ли не больше остальных, поэтому и попал сюда – на второе место. Замечу, что даже без всех этих кошмаров с ошмётками плоти история довольно пронзительная и сильная.
4 место: Евлампия. (Серенький) «Волчья Петля»
неплохой рассказ, основанный на приданиях и легендах, обыгрывающий по-новому историю о Красной Шапочке. Написано на удивление внятно. Читается с интересом. Но концовка слишком резкая, что портит впечатление. Тема выражена - здесь Пёс жертвует собой ради спасения девушек.
5 место: Крыжановский «Отдать концы»
киберпанк с налётом юмора, затрагивающий довольно серьёзную тему о манипуляции массовым сознанием. Можно позавидовать знаниям автора, его начитанности и умению обыгрывать сложные идеи в художественной форме. Написано ровно и качественно. Диалоги в первой части особенно порадовали. Тема в наличии: здесь пират жертвует своим благосостоянием, чтобы спасти человечество от оболванивания.
6 место: Ксенозоид «Пока я на этой планете»
очень достойный рассказ, напоминающий романтично-печальную анимешку. Есть довольно трогательные, милые моменты. Слезодавилка впечатление не портит, героям веришь, всё выглядит достаточно честно. Но тема жертвы тут выражена довольно смутно.
Номинация Мы идём другим путём
1 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Мистическая история о приключении девушки Нади в замечательном городе Сочи. Живые герои и диалоги, оккультные аллюзии, неожиданная концовка – всё есть в этом замечательном тексте. Редкий рассказ, прочитанный мной с большим удовольствием. Великолепно, что тут сказать? Автор несомненный мастер.
2 место: Ксенозоид «Пока я на этой планете»
очень достойный рассказ, напоминающий романтично-печальную анимешку. Есть довольно трогательные, милые моменты. Слезодавилка впечатление не портит, героям веришь, всё выглядит достаточно честно. Но тема жертвы тут выражена довольно смутно.
3 место: Крыжановский «Отдать концы»
киберпанк с налётом юмора, затрагивающий довольно серьёзную тему о манипуляции массовым сознанием. Можно позавидовать знаниям автора, его начитанности и умению обыгрывать сложные идеи в художественной форме. Написано ровно и качественно. Диалоги в первой части особенно порадовали. Тема в наличии: здесь пират жертвует своим благосостоянием, чтобы спасти человечество от оболванивания. Но, судя по концовке, жертва эта была напрасной (не была принята).
4 место: Алекс Тойгер (Red) «Кассини»
Замечательный рассказ, написанный умелой рукой. Гонки, скорость, - всё читается живо и бодро. Понравились психоделические моменты. В конце герой жертвует новоиспечённой дочерью для спасения людей. Но из-за открытой концовки сложно сказать, «состоялась» ли жертва.
5 место: Hellena Asker «Убить императора»
Любопытный рассказ про повстанческую организацию в авторитарном государстве будущего. Написано неплохо (но не без огрехов), концовка – много неожиданный сюжетных изгибов подряд: хорошо, но сумбурно. Насчёт жертвы здесь – сложно сказать, но уж слишком мало рассказов подходит под эту номинацию.
6 место: Евлампия. (Серенький) «Волчья Петля»
неплохой рассказ, основанный на приданиях и легендах, обыгрывающий по-новому историю о Красной Шапочке. Написано на удивление внятно и по-своему поэтично. Читается с интересом. Но концовка слишком резкая, что портит впечатление. Сложно сказать, состоялась ли тут жертва, поэтому рассказ вписывается и в данную номинацию.
Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: helgvar (Хаим Алий) «Слушания Захара Крюга»
Хаим Алий - Слушания Захара Крюга – рассказ, написанный настоящим мастером, редкий случай, когда используются не затёртые сравнения и эпитеты, но выдумываются новые – такое я люблю, и поэтому всеми руками за! Очень меланхоличная история про разрыв отношений, про одиночество и поиск себя. Нф допущение здесь выступает как метафора. Рассказ одновременно и поэтичен, и реалистичен, написано без излишнего пафоса или пошлости – и в этом плане напомнил любимого мною Набокова.
2 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Мистическая история о приключении девушки Нади в замечательном городе Сочи. Живые герои и диалоги, оккультные аллюзии, неожиданная концовка – всё есть в этом замечательном тексте. Редкий рассказ, прочитанный мной с большим удовольствием. Фон тут особенно хорош – город Сочи прописан на ура. Язык прекрасен.
3 место: Agressor «След»
жесткий и бескомпромиссный, наполненный мраком одиночества и какой-то жгучей тоски, рассказ зацепил меня чуть ли не больше остальных, поэтому и попал сюда – на первое место. Замечу, что даже без всех этих «ужасов» история довольно атмосферная и пронзительная и неплохо бы смотрелась в виде кинофильма.
4 место: Ксенозоид «Пока я на этой планете»
очень достойный рассказ, напоминающий романтично-печальную анимешку. Есть довольно трогательные, милые моменты. Слезодавилка впечатление не портит, героям веришь, всё выглядит достаточно честно. В данную номинацию - за анимешность и классную героиню
5 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Пожалуй, самый цельный и законченный рассказ на конкурсе. Неплохой сеттинг, построенный на китайской мифологии. Читал с большим интересом. В данную номинацию - за прекрасный и интригующий сюжет.
6 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
неплохой детский (подростковый) рассказ с налётом ужастика, в котором потусторонний мир переплетается с реальность. В данную номинацию - за оригинальный сеттинг: смесь Сайлент Хилла и детских страшилок.
Номинация Юмор
Крыжановский - Отдать концы
Как по мне – тут есть пару удачных и остроумных диалогов, за которые хотелось бы добавить рассказ в данную номинацию. Написано остроумно, на злобу дня.
Номинация Лучший критик
Крыжановский
Крыжановский написал больше всего подробных отзывов к рассказам. Его интересно читать!
Безумное Чаепитие
Номинация Сердце в руках
1 место: Agressor «След»
Добротная вещь, буквально бьет в лоб. Читается влет, весьма красочные образы и пугающие метафоры. Конфликт сконструирован на совесть, и этот бред, эти кошмары подсознания удались, и я сопереживал героине. Более того, простая фраза «одиночество настигло жертву» стала страшным синопсисом всего текста.
2 место: helgvar (Хаим Алий) «Слушания Захара Крюга»
Богатый духовный сюр, умело сконструированный. Экспрессия и натурализм чуть зашкаливают, осторожно приближаются к психоделике, здесь принесение в жертву собственных амбиций, принципов, хрупких надежд. Для чего? Чтобы жить дальше, не ощущая брезгливости и недоверчивого стыда.
3 место: Agressor «Маленький народец»
Современная сказка с богатым дизайном и солидной мифологической платформой. Написана живо, убедительно и сердито. Жертвы сплошь и рядом, живые и мертвые... я так увлекся процессом чтения, что только в конце вспомнил и сообразил, как щедро раскрыта тема.
4 место: Евлампия. (Серенький) «Волчья Петля»
Колоритный славянскими мотивами и образностью рассказ.
Автор уверенно выдержал темпоритм. Убедительная архетипичность образов на фоне персонификации природных сил. Хорошо воспринимается поток сознания – от всплесков подсознания и фольклористики до приемлемого(?) канцелярита. Хотя порой читается с некоторым напряжением -- специфика стиля не сразу воспринимается, как должное. Тема раскрыта, атмосферность впечатляет и грамматика не хромает.
5 место: Акуля «На три ладошки от печки»
Приемыш оказался бомбой замедленного действия, одноразовым чудо-юдом (или жертвой?). Вот это немного не понравилось: хоть и выросла на людях и при доброте и любви, а все равно вернулась к суровой природе. Получилось – как волка ни корми…
6 место: Agressor «Хижина»
Страшно, больно, возмутительно, хочется спорить и оспаривать. Мастерски исполнено! Сильный посыл при нравственном негативе. На первое место ставить не могу из-за внутреннего протеста, а отказываться нельзя из-за бесспорной эмоциональной составляющей.
Номинация Мы идём другим путём
1 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
Тут прямо-таки сценарная площадка, где все грамотно расставлено и привязано к событийности. Я иду вместе с героями по этому полигону и шарахаюсь от каждой тени. Текст пронизан эмоциональной красотой приближающегося ужаса.
2 место: Алекс Тойгер (Red) «Кассини»
Если б космос сменить здесь на ипподром, то я решил бы, что это ранний Дик Френсис. Хорошо написано! темпоритм и все остальное вполне соответствует логике гонки. Втянувшись в чтение, начал сопереживать главгеру. Думал, флешбеки притормозят формат чтения, ан нет, проскочили на автопилоте и дополнили сюжет. Концовку одобряю, в ней нет ничего притянутого за уши.
3 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Текст написан в экспериментальном жанре "рассказ-кино" призванном совместить литературу с визуальностью кинематографа. Получилась оригинальная жанровая и стилистическая модель с ретроспективой и современными прибамбасами. Здесь не до жертвы, здесь увлекает плавный и быстрый сюжет, словно живая северная река.
4 место: Юка (Алеку) «Книга жизни»
Рассказ производит странное впечатление. Угнетающее, вплоть до безысходности, чувство медленно перерастает в оптимистическую трагедию с надеждой на позитивный финал. Раствориться в отчаянии и безнадеге главгеру не позволяет... автор, который так элегантно и сочно рисует картины борьбы подсознаний, что я забываю о проблеме и сверхзадаче произведения, и начинаю любоваться метафорами.
Их много, они отлично формируют конструкцию Потери, Возрождения и Достоинства победителя.
5 место: Ксенозоид «Пока я на этой планете»
Красивая, добрая, грустная и наивная история про "обычную" инопланетянку и хорошего скромного мальчика-землянина – они дружат и удивляются, и торопятся, не зная куда, но чувствуя, что время уходит. На эту тему можно долго рассуждать и размышлять о хрупкости вечного несовершенства Вселенной. Пусть чаще прилетают к нам юные гуманоиды, планета только выиграет.
6 место: HorraOra «Почтовый птеродактиль»
Несмотря на достаточно богатую интригу, мне было несколько скучновато читать этот текст. Может, суть в чрезмерной экспозиции? Или слишком "привычных" для искушенного читателя истинах? Пожертвовать ли детством и принципиальностью во имя …детства и принципиальности? Философия подавляет динамику. Но тема остроумно раскрыта, поэтому, я считаю, рассказ удался, и героиня, безусловно, вызывает сопереживание, а это очень важно!
Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Акуля «На три ладошки от печки»
Отлично сконструированный рассказ при ярком сюжете и впечатляющем стиле. Живописно, добротно, аккуратно. Хорошая легенда в ряду сибирских преданий. Какие-то мотивы «Угрюм-реки» всколыхнулись. При чтении забываешь о теме, история захватывает и хочется продолжения. В конце, может, немного перебор с нравоучениями и философией жизни, однако написано умело и нет корявости, поэтому текст поглощается целиком и с одобрительной гримасой.
2 место: greatzanuda (Ленус & Анкамна) «Жертва Ленусу»
Славная история о том, как добрый человек вылечил многодетную римлянку, а потом ее дети косвенно спасли друзей этого хорошего человека. Для того, чтобы расшифровать текст, мне потребовалось вспомнить или вычитать многие подробности истории Древнего Рима! Рассказ, конечно, яркий и колоритный, но на любителя. Интересно, что в сюжете частично отражена ранняя история христианства в рамках изуверства, казни мучеников в Колизее и даже обыгрывается легенда о том, как дикие звери отказались убивать неофитов.
3 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Понравилась изящная структура письма и остроумная история, рассказанная опытным писателем. Неожиданная и сбивающая с привычного стиля чтения. Нечто среднее между антиутопией и оперой-буфф. Этот текст проникает в организм, штучная работа!
4 место: Крыжановский «Отдать концы»
У нас тут явный сценарий четвертой Матрицы. Рабочее название фильма «Матрица: скрипт-кидди». Понравилась живая аллегория на грани пародии. Улыбнули юморные изюминки (кстати, улыбки всегда приемлемы!). Впечатлили оригинальность и реализация замысла. Если даже и без одобрения, то с пониманием оценил концовку.
5 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Рассказ впечатляет экзотикой и мифической ментальностью, красотой слога и богатством замысла... но совершенно не интересен мне, как читателю. Сказка ли, попытка ли создать яркий мир или дань ориенталистике, китаистике, индуизму. Когда читал о войне ракшасов - те же впечатления с толикой равнодушия и отсутствия желания проникнуться духом далекой культуры. Это не значит, что рассказ плохой, неудачный, примитивный. Здесь явно чувствуется серьезная работа автора, его любовь и уважение к подобным проектам, хороши грамотность и тщательно вычитанный текст.
6 место: L7 «Два билета на Седну»
Автор пишет со вкусом, умело и весьма грамотно. История сложилась занятная, но ...скучноватая. Получили задание, сели в ракету и полетели. В дороге слегка погрызлись, попеняли друг другу, устроили картонное мочилово. После чего плеснули в текст немного любви, эпатажа и философии. И что? Где тема? Если очень постараться, то можно предположить, что умение жертвовать вопреки присуще как людям, так и киборгам...
Номинация Юмор
Маленький круд - До чего дошел прогресс
Спасибо, автор, улыбнуло. Вопросов и претензий нет, разве что сначала характерные речевые обороты Михалыча немного резали ухо и глаз, я даже хотел придраться к такой манере главгера, но тут он заговорил об интеллигенции... почему-то сразу вспомнился пожилой чапаевец из соответствующего фильма, который рассудительно так говорит: «Интэль-лехенция!»
Номинация Лучший критик
Род Велич
Высокая активность во втором туре, обстоятельные, убедительные критические аналитические посылы при мягком юморе и уважении к коллегам.
Крыжановский
Номинация Сердце в руках
1 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
Жертва солдатика не будет забыта! Отличный рассказ для "своей" аудитории с достаточно напряженным, но в то же время парадоксально уютным миром и сюжетом. Размытость и неопределенность границы между детской выдумкой и реальным "изнаночным миром" это отличный и прекрасно прописанный ход.
2 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Достаточно трудно уловить именно тему конкурса в сюрреалистично прописанной оккультной шахматной партии, да и жертва выглядит навязанной, вынужденной, но темой конкурса это не запрещено.
3 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Один из немногих рассказов на конкурсе, в котором есть действительно интересная и полностью сформированная, структурированная история, за которой интересно следить. Тема жертвы действительно является сюжетообразующей, а не просто эпизодичной. Но все же стиль хромает, а сцена вырывания глаза выбивается из общей атмосферы.
4 место: Евлампия. (Серенький) «Волчья Петля»
Несмотря на простой и прямой как палка для битья сюжет, интригующий стиль и необычный персонаж пса-шамана заставляют меня взять этот рассказ в топ. Тема жертвенности очевидна, но, возможно, ей все-таки не хватило сюжетной дополненности, наполнения.
5 место: Акуля «На три ладошки от печки»
Хороший, профессиональный рассказ, который почему-то не вызывает у меня душевного отклика. Как правильно заметили в комментариях на форуме, рассказ очень ладно скроен, но слишком уж ладно. Когда в рассказе нет изъянов, он становится скучным. Тема жертвы есть, но особого интереса или волнения опять-таки не вызывает.
6 место: Agressor «След»
Рассказ силен не только своей интересной и необычной темой, не только умеренным и уверенно взятым сеттингом, но и, собственно, идеей жертвы, так что под конкурс он подходит идеально. Конечно, можно поспорить, что мать главной героини не приняла принесенные ей в жертву молодость и психическое здоровье самой героини, но и другие метафорические жертвы в рассказе присутствуют.
Номинация Мы идём другим путём
1 место: Ксенозоид «Пока я на этой планете»
Я все-таки трактую сюжет так, что жертва принята не была в силу смерти девочки. Хотя рассказ можно пихать во все категории, темы в нем подняты очень эмоциональные, и жертвы, принятые и непринятые, приносят все вокруг. Пусть автор и берет читателя за душу без изысканности, впрямую ударяя по очевидным слабым местам, сделано все-таки это на высшем уровне.
2 место: Юка (Алеку) «Книга жизни»
После всех прочитанных рассказов и двух туров конкурса я уже окончательно перестал понимать, что происходит в этом рассказе, но жертву главного героя по ходу сюжета не принимают. Наверное. Но написано потрясающе, самый сильный на конкурсе рассказ по своему языку, образам, общему уровню профессионализма. Автор настоящий писатель.
3 место: Алекс Тойгер (Red) «Кассини»
Из-за разбитого, перемешанного с флешбеками финала уловить общий сюжет рассказа вообще трудновато, но я считаю, что жертва все-таки не состоялась, хотя в рассказе столько разнообразных жертв и надломленнх судеб, что на эту тему можно поспорить. Рассказ силен прежде всего сильно и профессионально прописанной тематикой космических гонок.
4 место: Agressor «Маленький народец»
Большой минус рассказа - это запредельная разжеванность темы и толстота посыла, но в остальном отличная история. Вызываемое отвращение к глупым и жестоким людям почти уровня Стивена Кинга. Жертва в виде главной героини принята не была, и это вызывает чувство глубокого удовлетворения.
5 место: Hellena Asker «Убить императора»
Корявенько и торопливо прописанный рассказ с очень плохим женским персонажем, но сюжет и сеттинг парадоксально интересны, возможно, именно благодаря такой туманной прописанности. Жертва главного героя была отвергнута, что приводит к достаточно неожиданным последствиям.
6 место: Agressor «Хижина»
Мой организм отвергает этот рассказ как ужасный не в хоррор-смысле, а в смысле писательском, но нельзя отрицать вложенный в него труд. Жертву с такими последствиями я засчитываю как несостоявшуюся. Персонажи очень лубочные, карикатурно плохие, ни единому их слову и действию я не верю, но все же история мощная и жестокая. Рассказ не для всех.
Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Безумное Чаепитие (БЧ) «Тост»
Я плохо уловил, что Чаепитие все-таки хотел сказать в плане жертвы, но этот рассказ выходит за рамки конкурса по своему эмоциональному наполнению. Такие вещи нужно читать отдельно от других, чтобы не замутнять экспириенс.
2 место: Юка (Алеку) «Книга жизни»
Если плюнуть на сюжет и тему жертвы в нем, то этот рассказ был бы безусловным победителем. Автора стоит забанить с конкурса за слишком высокий уровень подготовки :D
3 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
Один из самых интересных миров изнаночной детской фантазии, который я только видел за последнее время. Богатая фантазия автора дает обильную пищу для собственных фантазий и размышлений на тему этого мира, да еще и вызывает воспоминания из собственного детства. Очень сочный рассказ.
4 место: greatzanuda (Ленус & Анкамна) «Жертва Ленусу»
Я читал этого автора здесь уже не раз, и каждый раз его рассказы - это путешествие в мир истории. Путешествие немного скучноватое и перегруженное матчастью, но уровень фона зашкаливает, как обычно.
5 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Вопреки отсутствию стандартного восточного фансервиса, рассказ создает очень плотную атмосферу китайской мифологии. Ненавязчиво, без лишних сложных имен, без заумной терминологии. Есть ощущение, что автор в этой теме далеко не новичок.
6 место: Евлампия. (Серенький) «Волчья Петля»
Мне кажется, про приключения пса-шамана можно написать целую книгу. Фоновый мир в рассказе показан очень интересный, даже гораздо более интересный, чем сюжет, который в нем развивается, что рассказу на пользу не идет, но для романа волей-неволей сюжет придется развить, и это будет очень любопытно.
Номинация Юмор
Маленький круд - До чего дошел прогресс
Как выяснилось, себя выбирать нельзя, так что остается единственный однозначно смешной и веселый рассказ в этом заходе - рассказ, в котором под слоем корявенького и иногда топорного юмора местами прорывается парадоксально трогательная человечность (и роботность).
Номинация Лучший критик
Crazy Dwarf
По совокупности заслуг, пусть он и убежал на ФЛР во втором туре :D
AlchemEast
Номинация Сердце в руках
1 место: Акуля «На три ладошки от печки»
Потрясающая история, где переплелись и мистика, и фольклор разных народов и живая история.
Да принятый дар приходится платить, чем-то жертвовать.
2 место: Фэнь «Обезьяний жемчуг»
Хорошая, забавная история по мотивам китайского фольклора, не лишенная глубокомыслия и мудрости.
3 место: HorraOra «Почтовый птеродактиль»
Хорошо прописанная двойная жертва. Один носитель сверхспособности жертвует собой, чтобы пережать свой дар.
Принимая дар также приходится чем-то жертвовать.
4 место: Крыжановский «Отдать концы»
Свистать всех наверх! На первый взгляд юмористическая история, где благородный пират пытается пожертвовать выгодой ради людей и что из этого вышло.
5 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
Чтобы выбраться из страшной сказки надо многим пожертвовать. Возможно даже самым ценным.
6 место: L7 «Два билета на Седну»
ГГ жертвует своей памятью и человечностью, чтобы убежать в другой мир вместе с любимым существом, которому в этом мире нет места для счастливой жизни.
Номинация Мы идём другим путём
1 место: Крыжановский «Отдать концы»
На первый взгляд юмористическая история, где ГГ пытается пожертвовать выгодой ради своих гуманистических воззрений, но эту жертву люди не в состоянии принять и оценить.
2 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Жертвовать шахматными фигурами не так то просто, если за ними стоят живые люди.
3 место: Hellena Asker «Убить императора»
Пожертвовать эгоизмом, или пожертвовать честью? Если одна жертва будет принята, то другая - нет.
Хорошо проработан дуализм героев (или - или).
4 место: Акуля «На три ладошки от печки»
Потрясающая история, где переплелись и мистика, и фольклор разных народов и живая история.
5 место: L7 «Два билета на Седну»
ГГ делает вид, что готов пожертвовать одним, но на самом деле готовится пожертвовать другим.
Синтет-андроид для него не расходные материал (допустимая жертва), а - цель (объект желаний).
6 место: Алекс Тойгер (Red) «Кассини»
ГГ был готов пожертвовать дочерью, но жертва к счастью не понадобилась)
Номинация Лучший рассказ (фон)
1 место: Крыжановский «Отдать концы»
Полундра! Продуманная история о недалеком будущем, пронизанная актуальными проблемами нашего социума.
2 место: Акуля «На три ладошки от печки»
Потрясающая история, где переплелись и мистика, и фольклор разных народов и живая история.
Живые герои, живые элементы и детали жизни переселенцев в Сибирской глубинке.
3 место: Алекс Тойгер (Палимпсест Иванович) «В чащах юга»
Забористый сюрр с ностальгическими нотками по недавней истории со скрытыми политическими аллюзиями.
4 место: L7 «Два билета на Седну»
Эклектичный, но интересный мир киберпанка и космоса, описанный залихватский языком :)
5 место: HorraOra «Почтовый птеродактиль»
Продуманная драматургия и мотивация героев.
Некоторая комиксность идет скорее на пользу сюжету.
6 место: Anor (Eerie) «Сны Туманного двора»
За общую атмосферу страшной сказки и ностальгии по детству.
Номинация Юмор
Крыжановский - Отдать концы
Юмор должен быть злободневным, а главное - умным. Это как раз такой случай)
Номинация Лучший критик
greatzanuda
взвешенные комментарии по сути, сдобренные аудио-видео-рядом)
|