Показать сообщение отдельно
  #4  
Старый 09.01.2019, 03:03
Аватар для Алекс Тойгер
Вагр
 
Регистрация: 30.09.2013
Сообщений: 3,422
Репутация: 385 [+/-]
Здравствуйте, автор.

У рассказа отличная завязка - сейчас поясню почему.
Итак, человек и собака, нюансы их трогательных взаимоотношений. Лёгкими штрихами обозначено окружающее пространство, читатель мягко и ненавязчиво погружается в описываемый мир, который знаком ему по реальности, и... и... "небо _Эдельвейса_"! Простой и эффектный приём, который буквально с первой строки взвинчивает напряжение для внимательного читателя. Ведь внимательный читатель держит в голове название, а в названии упомянуто отнюдь не земное небо, и значит всё, что описано в стартовом куске, не является тем, чем кажется! Вот поэтому я и считаю, что завязка исполнена технически грамотно и сильно - после такого вступления дальше по тексту читатель простит автору некоторую вторичность шлемов и прочего антуража.

Впрочем, всё же придерусь к концовке стартового фрагмента. Интрига, обозначенная в начале, сходит на нет к концу главки, а ведь один из принципов выстраивания композиции рекомендует наоборот эту самую интригу повышать к концу очередного смыслового блока - для того, чтобы читатель с нетерпением приступал к следующей главе, чтобы легче вкурился в эту следующую главу... В данном случае этот полезный принцип почти не используется по тексту.

Далее - диалоги. Местами перегружены, видно, что автор торопится ввести читателя в курс дела - однако такая торопливость во вред. Вот, например:
"— Слушай, Громов! Я не знаю, что с тобой сделаю, если мы куда-нибудь с тобой не выберемся в ближайшее время!"
Ну не верю. Не так выглядят семейные сцены, да и вообще разговоры на повышенных тонах. Фразы в подобных случаях более короткие, рублёные. Сейчас же ощущение спектакля.
Как вариант - можно разбить фразу посередине авторским текстом (примерно как это сделано со второй фразой героини).

Ещё момент - ненужные объяснялки и рассказывалки. Пример:
"Громов задумался, пытаясь понять рассерженную супругу, а та продолжила, всё более распаляясь".
Здесь всё плохо. Вместо "Громов задумался" лучше _показать_, что он нахмурился, потёр лоб, цыкнул... да что угодно - но так, чтобы читатель сам, без подсказки догадался о задумчивости гг.
"пытаясь понять" - вообще в данном случае не нужно.
"_рассерженная_ супруга" - показать её рассерженность, а не рассказать!
"всё более распаляясь" - показать! (стукнула гг, разбила посуду... и т.п.)

Далее. Несбалансированными выглядят скачки фокала. Отношения Громова и Маши перетягивают на себя внимание - хотелось чуть больше про главного героя (хотя к финалу он безусловно "возвращает" себе фокал).

На этом закончу с придирками. У меня традиционно повышенное внимание к технике исполнения в начале рассказа, но это не значит, что текст плох - просто хочется, чтобы он был идеален.
Более того, я бы сказал, что перипетии отношений мужа и жены переданы весьма достоверно - в них веришь, и в этом фрагменте фактически погружаешься "в шкуру", т.е. сопричастность на высоком уровне.

От героев перейдём к идее и раскрытию этой идеи.
Итак, клаустрофобия. Тема блица раскрыта в лоб, но при этом в непривычном антураже. Почему бы и нет, в самом деле - есть читатели, ностальгирующие по классике 50-х, так почему бы не использовать классический антураж и не замаскировать под него что-то более актуальное и злободневное ) А именно - главный герой находит истинное призвание посредством пинка от Мироздания, поскольку сам гг оказался неспособен принять верное решение. С одной стороны знакомая бытовая ситуация, с другой - предельно достоверно передана психология, есть мораль и глубина, гг тащит за собой читателя, приподнимает над бытовухой, устраивает маленький, но вполне годный инсайт! В этом смысле текст безусловно состоялся. Да, именно о таких вещах и стоит писать!
Можно конечно придраться к тому, что фантдоп избыточен. Действительно, помести гг в пещеру на Земле - ничего не изменится (а старая профессия могла быть вообще любой, не связанной с космосом). С другой стороны - слишком уж яркий фон в рассказе. Не могу не отметить горы - этот антураж "цепляет" ещё одну ЦА )

В целом: атмосферный рассказ с внезапным экшеном, за которым кроется главная сюжетообразующая трансформация в голове гг - и в этом (а не в космическом фансервисе) главная ценность рассказа.
Ответить с цитированием