Здравствуйте, Автор!
Цитата:
Радость моя, вот и все,
Боли отныне не будет
Золотом плавятся горы
И вспыхнули реки -
Осанна -
И солнце взошло...
Плачь, мы уходим отсюда, плачь,
Небеса в ледяной круговерти,
Только ветер Сияния, плачь,
Ничего нет прекраснее смерти!
|
В принципе, можно было бы и остановиться на цитировании таинственных строк Калугина, увлеченного идеями алхимической трансмутации, где смерть рассматривается как необходимое условие Перехода, другое дело, о какой именно смерти идет речь. Но мы попробуем заглянуть в глубины авторской фантазии, чтобы с этих глубин увидеть всю картину разом и при этом не спойлерить. Не лишать следующего читателя удовольствия самому во всем разобраться.
Я не совсем согласна с Автором, что текст не требует от читателя особых познаний. Читатель, как минимум, должен быть знаком с основными событиями биографии Лавкрафта и его мифологическими постулатами. Понимать, что тот уходил из жизни в болезненной агонии, пораженный страшной болезнью, а мифологические персонажи, созданные им, были такой же реальностью, как ныне начальники на работе. Ну, вы знаете, где они обитали... В смысле, лавкрафтовские чудовища.
И автор понимает, что просто уйти из жизни такой человек не может. Для него смерть - это Переход, со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Смерть на физическом уровне - это переход через врата, запечатанные магическими печатями и символами, по крайней мере, в контексте более или менее вольного трактования лавкрафтовской мифологии. Но если есть врата, то должна существовать и другая сторона, расположенная за ними. Впрочем, помимо смерти, есть еще и сны, и есть еще проводники...
Стоит обратить внимание на имена героев - они тоже являются подсказкой.
Трансовая манера, в которой написан рассказ, собственно, и позволяет уложить в композицию повествования авторские ассоциации, частично навеянные лавкрафтовской мифологии. Частично - потому что автор идет дальше по своему собственному пути и исследует пространство трансцедентального и запредельного. Лавкрафт - это лишь начальная, отправная точка.
В некотором смысле это произведение можно было бы отнести к мор-арту, весьма скользкому направлению в искусстве. Скользкому, потому что на нем легко можно подскользнуться и оказаться в ином месте и ином измерении. Но автор справился со своей задачей. Остальное - за читателем. В итоге получился весьма любопытный и нестандартный рассказ, который даже больше подталкивает к размышлениям, чем на чем-то настаивает. И читать который было увлекательно.