Дедушка был тих и мил
Он до сих пор бомбил Берлин.
Однако какая работа. Среди псевдофантастики, которая не стоит и туалетной бумаги на нее потраченной - такой шедевр постмодернизма. Побоюсь перехвалить эту работу - она все-таки далеко не идеальна, халтуры в ней половина текста, у автора, определенно, проблемы со стилизацией, но каков посыл. Это прямо литературный Вам Дамм. Двойной удар с разворота сразу по двум целевым аудиториям. Первая целевая аудитория тут уже отметилась, а я, пожалуй, рассмотрю ее с позиции постмодернизма, поскольку мы с ребятами - моими закадычными друзьями Валиком и Леликом за жарким обсуждением этой работы приговорили два с половиной литра портвейна, и я теперь на мели, в пятницу опять придется собирать бутылки, и грешно не зафиксировать в буквах и знаках препинания такой брейнсторм.
Начнем с того, что я слежу за фигурой. Это много ходьбы, поскольку не только подтягивает ягодичные мышцы, но и стимулирует когнитивный процесс, что в свою очередь положительным образом отражается на нейрогенезе. И конечно полноценное трехразовое питание. Понедельник, среда, пятница. Поэтому мой выбор - это собирать пивные бутылки в парке. Сегодняшний поход принес мне отличную прибыль, мне хватило на портвейн и даже на шаурму, и мне составили компанию Валентин - бывший филолог и Леонид, в недавнем прошлом, учитель литературы и русского языка, ушедший по идейным соображениям из сферы современного образования. Это было небольшое вступление. Ну и я - в качестве стенографистки. В - Валек-Валентин. Л-Лелик-Леонид.
В: -"Спасибо деду за победу" - как современный слоган, появился в употреблении примерно со второй половины девяностых, спустя десять лет начал активно использоваться копирайтерами.
Л: -Активно использоваться он начал с появлением доступной термопечати. Это лет десять-двенадцать назад начало вылезать.
В: -Нет, если ты имеешь ввиду наклейки на автомобилях. С появлением наклеек он просто целиком и полностью окоммерциализировался. А как слоган уже был давно.
Л: -Намекаешь на то, что автор копирайтер?
В: -Я не намекаю, это же очевидно. Взять уже напрочь опошленный слоган, но который до сих пор в тренде за счет своей легкоусвояемости, и использовать его в качестве в качестве названия для рассказа - это чистой воды пелевинщина. Тренд трендом, но актуальность его с каждым годом падает, поскольку он уже вызывает раздражение у обывателя. Автор знал как зацепить читателя. Наклейкой за триста рублей, которая и очередная комедия от КВН-щиков на Девятое Мая, и девиз для пошлой праздничной вечеринки в ночном клубе.
Л: -Звучит убедительно.
В: -А то. Ну что там дальше?
Я читаю, и Лелик тут же меня перебивает: - "Я, например"?
И после этого смотрит на меня с крайним недоумением. Я продолжаю читать ребятам вслух произведение, картаво и глотая слова, они время от времени меня перебивают своими ремарками.
Л: -Прекрати читать вслух "звездочка-звездочка-звездочка". С такими мемуарами, такие пелевины с дедушкиными пукалками и яростно отстреливающимися танками у меня в жизни бы экзамены не сдали. Если такое повествование рассматривать как некий уровень, то явно не выше сочинения шестого класса. Сколько лет автору?
Я отвечаю примерно, поскольку истинный возраст автора мне неизвестен.
Л: -Но это же советская школа! Но позвольте, писать настолько примитивно - получив такое образование?
Я пожимаю плечами. А Валек не особо обращает внимание, он нарезает принесенный лучок и разливает портвейн. А я продолжаю читать дальше.
В: -Стоп-стоп. Попаданцы? И эти - новомодные - литарпиджи?
Л: -Они называют это лит-эр-пэ-гэ.
В: -Анекдот. Хотя фантдоп забавный. "Картошка" которая со своим беспощадным донатом дожила до следущего века. Малолетки по-прежнему лупят голдой и читерят. А я ведь первые пять лет тоже люто донатил.
Л: -Прохоровка, танки, школьники - это все из какой-то игры? Какое разочарование.
В: -Не скажи, тут явно рука копирайтера. Известный прием подачи неполной информации.
Л: -Не понимаю о чем ты.
В: -Ща хлопнем и растолкую как есть.
Мы закидываем по одной и Валек продолжает:
-У нас есть некие молодые ребята из будущего. Русские и они играют в игру, или воспринимают войну как игру, поскольку есть даже игровой договор. У нас есть танковая дивизия СС Адольф Гитлер, и автор уточняет - Только танки СС. И представь себе картину абсурда: молодой пацан из прекрасной Москвы будущего, не из какого-то там Москвабада - будет на ломаном немецком объяснять оберштурмбанфюреру как он хочет покататься на немецком тигре и пострелять русских. Гутен таг гер оберваскактотам, их бин руссишь шпильман. "Шпильман?" удивляется офицер и достает из кобуры вальтер. "Найн-найн, нихт шпильман, их бин шпилер" - сбивается пацан. Их виль мехте дойче зольтен унтер официрен, унд фарен дас танк Тигер одер Пантер унд махен капут руссишь швайне. И немецкий офицер, широко улыбаясь говорит: "Зер гут, майн кляйн гитлерюгенд". Затем выдает парню форму СС-овца, триальный танк - первые десять часов бесплатно, водительские права и прочее обмундирование.
Л: -Ну это бред конечно.
В: -Более того, это немецкая армия - педантичная до кончиков ногтей, у которой бережно хранятся все документы и приказы. Каким образом был доказан факт Холокоста? Тщательным перелопачиванием тонны документов. А тут не периферия какая-то лагерная - тут подвиги танковой дивизии СС "Адольф Гитлер".
Разливаем еще по одной и я читаю дальше, как вновь меня перебивает Валек:
- Тормозни. "Вот своих и подавили", девяносто четвертый год и парень который попадает под призыв?
Киваю головой.
В: -Если автор постмодернист, а он постмодернист - то это явная отсылка. Ну ладно читай дальше.
Я продолжаю читать вслух.
В: -Ну вот еще немного постмодерна. Парень уверен, что он в игре. А быть СС-овским танкистом - это и знать немецкий, и уметь вводить танк, и быть по всем документам немецким офицером - это совершенно не игрушки.
Л: -А вдруг у них в будущем какие-то мнемотехнологии быстрого обучения и внедрения.
В: -Тем более, это перестает быть игрой. Парней обучили воевать и убедили в том, что они играют в игру. Они марионетки, пушечное мясо в чьих-то весьма продвинутых руках.
Л: -Ну а Игорь тогда кто?
В: -В первую очередь мразь, да и в последнюю тоже. Поскольку он, зная всю подоплеку - не устраняет причины, а устраняет последствия. Представь себе врача, который наблюдает как у тебя развивается гангрена. Ну так и Игорь - его не интересует кто за этим стоит, и каким образом организована игра. Он сам участник игры, только те пацаны уверены что играют в ПВЕ, они уверены что убивают уже мертвых - вроде как зомби всяких, а Игорь любит ПВП, он прекрасно знает на кого охотится и кого убивает. Кого убивает? Простых игроков, а не создателей игры, в которой все организовано так, что можно убивать по-настоящему, даже не задумываясь об этом.
Я дочитываю рассказ до конца. И Валек восклицает:
-Что и требовалось доказать! И вот оно далее. Игорь появляется в очередной раз - перед началом войны в Чечне - ну и конечно же Майкопская мотострелковая. Игорь не дает полной информации - о том что дедушкин внук - уже мертвец. Он так, якобы спасая, слегка дает выбор на два стула, на одном доллары зеленые, на втором да уж и не важно. Ну конечно же внук выберет службу, даром что ли дед воевал? А у дедушки польются крупные слезы от того, что его род уже прерван. И! Внимание момент - у нас по-прежнему игра. Вот только как теперь будет оправдываться Игорь? Фашистов-ССовцев можно обезличить и выставить абсолютным злом. А теперь скажи мне - что будет в этом случае? Такой уж ли благородный мститель наш Игорь? Который не пытается предотвратить, а с превеликим удовольствием, вплоть до волонтерства, готов участвовать в очередной исторической резне. И уже не в полузабытой тремя поколениями войне против мирового зла - а в войне с теми, с кем сейчас живем бок о бок.
Я стою, скромно и неуверенно, и понимаю, что вопрос очень щекотливый. И тут вставляет свои пять копеек Лелик:
-Ну это тогда не пелевенщина. Да это постмодерн, но это другое. Тут дистиллированный акунинский "спаситель отечества".
Я выдыхаю, пронесло на сей раз. И мне, пожалуй, пора сваливать, поскольку ребята уже сильно подшофе и начнут приставать.