Показать сообщение отдельно
  #51  
Старый 12.11.2016, 00:28
Аватар для Kulyok
Местный
 
Регистрация: 19.10.2016
Сообщений: 120
Репутация: 22 [+/-]
Доброй ночи! Я Кулек, известный квасный наркоман и ночной форумный тунеядец, и я тоже зашла к вам потусить, а то, по-моему, у вас тут какая-то аномалия: рассказ - и без кулькорецки.

Щас будет много хорошего, честно, но сначала будет самая страшная ругань для любого автора. Готовы? (ругань чудовищная, вот вообще, если бы мне такое сказали, я бы долго, долго строила планы мести возмущенно сопела, и это как минимум).

Так вот! Прочитала я "К Вике", заодно кликнула посмотреть, не было ли у автора на летнем "Блице" чего, и тут... залипла на Летний блиц. На два часа, и читала там зарисовки всякие и перечитывала, и вот прям с удовольствием, и только оттуда вынырнула. Гмы. Вот вы представляете себе по-настоящему классный суперрассказ, от которого читатель не только способен отлипнуть, прочитав его, но еще и рецку не сразу идет пишет, а идет почитать, и наслаждается конкурентами?

Кульки, впрочем, предлагают оптимистическую трактовку этого оптического феномена: представим, что это не рассказ "К Вике" несовершенен, а просто некоторые жемчужины блица были чуть более совершенны. Щас, кстати, возьму парочку для сравнения, дабы рассказать, почему.

(или не рассказывать? или уйти в туман под "Иван и Данило"? чорт, там трамвай уехал без водителя, всегда мечтала поводить трамвай, особенно по морскому дну! и встретить живых нацистов же! и на перевернутом танке покататься, а тут еще и про безысходность кольцевых, ооо!)

Я щас достану из рукава вот такое банальное сравнение: пусть рассказ - это туристический destination, прекрасный город (кстати! подходит ведь!) в котором мы все проводим отпуск, а герой - наш спутник в этом отпуске. И, сюр или не сюр, для меня герой первичнее локации и всего остального, потому что ну какая ж разница, что вокруг за Прага или Венеция или Таруса, если герой не тот? Это не отпуск уже, это трагедия какая-то конкретная.

Соответственно, все, что происходит с героем и у героя, как бы несколько касается и читателя, то бишь кулька, потому что, ну, необычно забираться на какую-нибудь забавную колокольню, когда ваш спутник таскает на лице огромную бесформенную железную маску, например.

А герой, даром что пытается прорваться в прекрасную и удивительную реальность живых людей (парень, давай, мы тут! ты сможешь!), у него именно что эта маска гирей на лице висит, финик даю. Даже два.

Голгофа же офигенная! Охрененная вообще, сцена тру, жизнь есть, и жизнь кипит. (хотя "групповушка не задалась", на мой кулечный взгляд, еще круче) И мрачное бурчание про давних друзей в тему опять же. Но в единый образ оно ну совсем не собирается. Вай, задумывается кулек. Что за нафиг?

(ведь мне не пофиг!)

И вот чего я думаю. Есть шанс, что вот это сентиментальное повторяющееся "к милой Вике, ах" и так далее губит тут всю малину по самой прозаической причине: раз Вики в рассказе нету, читателю(кульку, черт с ним, с читателем) как-то это стремление героя особенно и... не близко? То есть вот стоит девушка в легкой кофточке, даром, что я не того пола, но даже я заинтересовалась и облизну... ну, пока она рот не открыла, там таки идет довольно мертвый кирпич.

А рефрен про Вику... ну, на ее месте, по чесноку, могла бы быть табуретка. И звучало бы это так: "Где же она, милая моя табуретка? Я ведь помню ее, она такая квадратная, такая деревянная, такая твердая! Милая моя, прикроватная моя табуреточка, где же я тебя теперь найду, где стоишь ты с распахнутой дверцей, под каким фонарем, и какая сволочь ставит в тебя очки, зубные протезы и бутылку с кефиром? Почто ты покинула сладкий плен за тети Тасиным рассохшимся трельяжом, променяв его на унылый перекресток, где тебя собьет любой мопед и разберут на дрова бомжи? Табуреточка моя, вернись, я все прощу, даже кефир!"

... чорт, вот так сама почти расчувствуешься!

Ну и вот. И вот эту фальшь читатель, мне кажется, способен почувствовать, ибо с нормальными эмоциями героя (которые ИНТЕРЕСНЕЕ же, они ж живые, и они в рассказе тоже есть, куда деваться!) оно диссонирует, и заметно. Короче, вот с этим вот стремлением и затык, я думаю. Вон Веничка - ему ж не зря поставили в скверике неподалеку от моего дома памятник? Именно потому, что имел простое народное стремление бухать, и народ это стремление чувствовал на каждой странице (ну, кто дочитал, конечно).

То есть стремление к прекрасной любви, оно, конечно, да, но я, честно скажу, как-то вот ни строчки не запомнила из ее... ея даже в "Петушках", хотя старалась. Потому что оно не про то. И вот эти блуждания - они ж не про то. Они чуть сюрные, чуть в тумане, чуть под углом, и тут очень важно, когда героя не ждут прямо сейчас, а? Ведь представьте: вы в чудесном незнакомом городе, вам хочется побродить, а вас ждут на чертову экскурсию через пятнадцать минут, и все время - то есть весь текст! - в вас гвоздями заколачивают это "экскурсия! экскурсия! не опоздай!" Вот так примерно на "милую Вику" и того... этого... реагируешь)

или это пафос и его некоторый тут переизбыток?

Истинное стремление - его же видно, потому что оно и тебя с головой захватывает. Я ж щас читала жеж с Блица погремуху... щас, название там как-то с рассказом не гармонировало, "Шанс для дьявола"... уж скорее "Шанс для бога" тогда? Ладно. Так там героя, по сути, вообще не было - но вот на коротком отрезке там ни на одну фразу не сомневаешься, что это живой человек, и эмоции его тоже обмывают тебя, как живые, а всего-то герою спать не дают (и, конечно, далеко не только это, но я не буду долго писать, а то щас отвлекусь, а у нас рецка на "Табуретку", то есть на Вику, конечно. Но вещь потрясающая вообще, кстати, пойду пере... черт, нет, час ночи на дворе, кулек, ты вообще щас начни все миниатюры в темноте перечислять, угу).

Кстати, я бы рискнула сказать, что автор настолько хорошо пишет, что цитаты из песен даже, наверное, и не нужны. У меня в текстах они, как мне самой теперь кажется, работали костылем, а вот тут выпирают более слабыми кусками, чем авторский текст.

(у меня, наверн, реакция на цитату про Абрикосовую и Виноградную была бы не "ностальгия" а "хоррор": беги, беги, парень, спасай близких, тебя тянет назад в эсэсэсэр, щас начнется, хватай с прилавка хоть что-нибудь, ЕДА ЗАКОНЧИТСЯ!)) ну, не совсем так, да, но могло бы быть; повезло, что я эту песню не слышала)

Вообще это, конечно, флуд и жалкая попытка написать хоть чего-нибудь) Но честно скажу, что в монологах завязаешь - и Слава, и продавец из книжного, и митинг с танком, и даже девушка (хотя какое завязаешь, боги, если бы наш Иисус с Грелки написал такой рассказ, я бы ему памятник поставила, два! на пьедестале из финиковых пальм, в окружении мраморных и бронзовых дев в бикини и без!) - тут, возможно, авторская спешка. Или когда до конца не знаешь, что ты хотел сделать с рассказом. Ну, как в той банальной поговорке, что половину работы дуракам, кулькам и заказчикам не показывают))

Короче, если убрать мой флуд (потому что тут все равно особо не покритиковать, а лишь бы пофлудить), по-моему, тут камень - это герой. Он может быть каким угодно нагловатым... ой, хотя я вот влюбилась в "Это в другое время я бы непременно нашелся чем срезать наглеца: весомой фразой или же асоциальным поступком" (ну, и да, когда герой проигрывает, он же интереснее!) - но ладно, каким угодно, но живым, и вот без этой осторожной маски "мое лицо-на-люди-я-бегу-к-социально-одобренной-особенно-женским-полом-мечте!" Кому нужна осторожность в наше-то время) Хотя, конечно, иногда не помешает, но не в герое этого рассказа, мне кажется.

(тут же еще как - когда сам испытываешь кучу всего и всякого, это ж щастье - рассказать об этом в рассказе, а? вон как народ на Голгофу-то живо отреагировал!)

Автору и критикам огромное спасибо, что навели на тему, и, кстати, "Пока город спит" - песня потрясающая. Я очень прониклась.
Ответить с цитированием