Всё, что будет сказано дальше, моё одноглавое имхо.
С детства очень люблю историю. Наверное потому что у меня был шикарный учитель, мы даже почти не пользовались учебником, он нам много-много всего рассказывал. Позже (как и многие мы) смотрел исторические фильмы, все какие мог найти. Не скажу что я специалист по Ирландии и викингам - нисколько. Не знаю, насколько авторы пытались соответствовать исторической реальности, может быть средневековье стало лишь инструментом для фантазии и антуража. Все мои вопросы вытекают из рассуждений.
Прежде всего о том, что понравилось.
Атмосфера средневекового ужастика выдержана на отлично! Замок, болота, туман, погода, многочисленные ощущения, запахи, освещение. Как будто фильм посмотрел. Дочитав, я выглянул в окно и уже рассчитывал увидеть болотистый лес под бледно-синим ирландским небом и совенка на подоконнике.
Сюжет. Сам по себе шикарный.

Лихо закрученный, здорово поставлены флешбеки, так что хочешь-не хочешь перечитаешь, чтобы увидеть наконец всю картинку целиком. (Я сам вообще против флешбеков, так чтобы нужно было перечитывать рассказ, чтобы всё понять). Отдельные моменты сюжета - ниже.
Идея. Не обессудьте, я первый раз вижу в ваших рассказах идею. Может быть, они были и раньше, но в этот раз она сказана явно и дважды. И в каждый момент я ощутил себя мальчонком, который, читая сказку, встретил мораль) Идея мне очень понравилась. Зло порождает зло, обычная девушка стала баньши именно потому что от неё требовали зла. Хорошая идея.
Но у меня в пометках за время чтения накопилось огромное число вопросов. В основном они связаны с
персонажами и их поведением. Вы пытались создать персонажей, с большой историей каждого. Особенно троих: Ричарда, Пелеса и Морну. Но я начну с
Этьена.
Он похож на шестнадцатилетнего парня, да. Но я не понимаю его поступков.
Во-первых, какого рожна он кинулся помогать Пелесу? Он знает его по пути из Ульстера. Ну сколько они шли, неделю? Да пусть две. И он полез в каменный мешок(об этом отдельно), зачем-то спасать пилигрима, хотя Ричард может его за это лишить головы. На тот момент еще неизвестно, что Пелес что-то знает и как-то может помочь Анноре. Просто пилигрим начал бредить, а парень кинулся в башню. (Это, кстати, тоже выглядит очень глупо)
Цитата:
Видит бог, я не понял ни слова, но ради Анноры готов на всё!
|
Только что он говорил, что это всё ирландские бредни и тут просто так поверил Пелесу в горячке. Сомнительно.
Фраза про то что “позвольте мне убить Морну” - выглядит тоже очень глупо и неуместно. Хотя может и подходит парню.
Латы. Всё это время он носил латы?

Пока вызволял Пелеса, выкапывал Морну он был в латах? Для меня это было как гром среди ясного неба. Потом “стянул латы” - что-то нереальное.

Во-первых, латы появились у тяжелых конников(может я ошибаюсь), но это точно случилось позже. Во-вторых, чтобы снять/ одеть, нужна была помощь. Может парень стянул кольчугу?
Перейдём к
Ричарду.
Сначала вы рисуете его “высеченным резцом”. Шрамы на лице, мне кажется тогда были у многих, бурная жизнь и подавно, но это ладно. Он даже приложил крепостного головой об стену, разбил табурет. Так какого чёрта он пошёл на поводу у толпы и казнил жену?!

Конечно, сюжетно это красивый ход, но я не увидел предпосылок.

Ричард, как я его увидел, не стал бы убивать Морну. Он бы заперся в башне и всех бы перерезал за неё. Толпа - чернь. Что их слушать? Тем более, это жена, а не какая-то там заложница. Мог бы отстоять. 100%. Лучше сам бы умер.
Потом. Я не понял, какой баньши, он вдруг решил завалиться пьяным к больной дочери?

Не здоровиться. Пошли, Этьен. Постучал, никто не ответил, заваливаемся внутрь. Странно, страшно. Пошли обратно. Хочется спросить, что это всё было и с какой целью?

Если он однажды спас Пелеса, значит он знал его лицо, знал, что он не из залога. Так почему же не узнал теперь? Ни одного знака, намёка об этом. Или я не приметил?

Еще. Куда он там помчался в лес искать Пелеса и Этьена? Без собаки!

Где он их найдет? Лес большой, он один. Я понял, что он горячий, но не дурак же?
Последнее. Как-то безразлично он отнёсся к тому, что перерезал весь двор.
Пелес. Он стал католиком, я так понимаю, до начала всех событий, еще до смерти Морны. Добровольно. Как-то это странно для меня. Я, конечно, не историк, но всегда считал, что ирландцы, народ горячий. Стереотип такой. Потому что живут на краю Ойкумены. Ну так вот, даже Русь насильно крестили, так что же он так добровольно кинул своих богов? Люди тогда были еще консервативнее, чем сейчас. Ну да ладно, может человек такой, допустим.
Второй момент. Стоять в толпе англичан, даже на краю, вдали от эшафота и надеяться одним ударом убить палача, а дальше будь что будет - это конечно, круто, но как-то…. Глупо. Уж только помешавшийся бы мог об этом думать. Как он достал тело Морны? Я не понял. Ричард сам отдал? Как он его украл вообще? Его поймали и чуть не сожгли. Где он взял тело?!

Голову! Вопрос)
Последнее. Пелес даже не хочет мстить Ричарду за убийство жены, он ему благодарен за свое спасение… В долгу. Ну как-то… Ну может и бывают такие люди, я не знаю. Ну Пелес прям
любит Ричарда
Морна. Я думал будет ответ, почему она вдруг хочет убить дочь? Нет, ответа не было. Тоже не понятно, что ей движет.
Теперь
сюжетные моменты. В целом сюжет лих и закручен. Но, как мне кажется не без прыщей.
Казнь. Почему толпа кричит “Ведьма, ведьма”? Ну рыжая, она, и что? Дело было в том, что ирландцы напали, а англичане (или кто это вообще) теперь казнили заложников. Ведьма должна была быть поймана на колдовстве. Это даже не говоря о том, что во-первых, охота началась позже на несколько веков, а во-вторых ведьм чаще всего сжигали. Вообще казнь через отрубание для благородных людей. А тут "Сука, Ведьма."
Еще момент. Сцена так показана, что девушка стоит на коленях, к палачу лицом?! Что?!

Где плаха? Ричард, что ей голову сбоку перерубил? То не так просто. “Она подняла глаза и он ударил.” То есть глаза были не завязаны даже? А если девушка дернется? И придется ей не одним ударом голову рубить.

В общем, та казнь, что в сериале “Викинги” не катит) Хотя я не знаю, насколько достоверны тут хотели выглядеть авторы. Может быть хотели напугать. Тогда получилось. Маску палачи тоже не надевали. Только во-время казни английского короля, однажды в истории. Ну тут, не знаю что хотели показать авторы. Но от кого прятаться Ричарду?
Потайной ход. Отдельная тема. Пелеса кинули в "каменный мешок". Не понятно что это, то ли подвал-холодильник, то ли темница. Но темница в замке есть, “Всех сгною в темнице!”. Предположим, что кинули в подвал. Тогда откуда в холодильнике потайной ход и нафига его строили вообще? Темница с потайным ходом еще более сомнительна. Да и вообще. Норманны только лишь начали строить замки. Ирландцы вроде еще не строили (могу ошибаться). В общем я думал, что замок построил Ричард. И что, без его ведома сделали ход или он о нём забыл? Или Ричард занял чужой замок? Давно? Кто же его строил тогда, это был самый первый? В общем с этим ходом куча вопросов. Либо ему неоткуда взяться, либо надо ответить на вопросы в тексте. Ну или не надо)) Может это только я такой дотошный.
Концовка про перебитых дворовых и повесившегося Этьена - шикарна.

Туман застелил глаза. И неожиданно, и до мурашей. Здорово! Самый конец, про совёнка я не понял. А хотелось бы. Это Этьен? Единственное предположение.
Ну и вот еще пара моментов.
Скрытый текст - ***:
На весь мир? Грозовой апокалипсис?
Благосклонный спустился?
Цитата:
Гилберт, зови слуг, вели трубить в рог,
|
Не понял зачем трубить. Атака? Значимое событие?
Цитата:
вкраплениями рыбных блюд.
|
Уверены?
Цитата:
словно пытался прочесть на нём книгу чьей-то судьбы.
|
Зачем тут пафос?
Цитата:
– Вот только пометку оставим!
|
Зачем они ставят отметку, за что? Просто ради веселья? Непонятно.
Цитата:
Он безмолвно кричит. Верёвка взрезается в запястья, лопается на спине.
Он откидывает голову и видит огромную луну. Бледный свет, призывающий туман. И следом взмахи огромных крыльев.
– Полнолуние…
|
Безмолвно кричит от пыток? Зачем безмолвно и как это вообще? Почему веревка лопается, он что превращается в оборотня? Об этом намекает дальнейший возглас “полнолуние”.
Цитата:
После задумчиво смотрит на дело рук своих. Точнее, на полдела…
|
Как-то топорно про полдела.
Цитата:
Вскоре он заканчивает работу.
|
Как-то никак.
Цитата:
Из-за туч казалось, что луна пришла в движение, исполняя древний языческий танец, именуемый пляской смерти.
|
Я не понял. Луну и Пляску смерти связывает, насколько я знаю, только Сен Санс и мультик "Незнайка на Луне". Понятие появилось намного позже в средневековье и значило бренность существования, такой чёрный юмор. Мы все умрем и богатые, и бедные.
Цитата:
Пальцы ощутили шероховатую стену, покрытую слизью.
|
Канцеляризм + странный оксюморон.
Цитата:
тихо раскачивался из стороны в сторону.
|
Ну только смирительной рубашки не хватает))))
Цитата:
– Именем того, чей крест я ношу на теле! –
|
Это что за конструкция такая странная? Почему не именем Иисуса? Крест который на шее тоже на теле. В общем, надо как-то иначе про ожог, имхо.
Вот так. Не хотел обидеть, хотя местами был эмоционален.

Такой большой отзыв я никогда еще не писал. Рассказ - первая проба пера в жанре, может быть отзыв поможет, может расстроит, но Алекс меня сам позвал)) В конечном итоге, я тут только один такой дотошный, остальные в восторге) Второй тур, вас точно ждет)
Удачи!