Призрак пера, спасибо за отзыв! Концертом я бы это не назвал, ведь выступающий не выпячивает здесь себя, а сосредотачивается на впечатлении, которое произвёл текст, и эта скромность, помноженная на вдумчивость, даёт в итоге мою большую благодарность, которую я с большим удовольствием сейчас и выражаю.
Цитата:
|
Не всегда стоит бояться, что читатель что-то недопоймет, иногда он может все равно оценить.
|
Вот здесь я с вами согласен на все сто! Сколько раз приходилось видеть на конкурсах такую ситуацию: критик хвалит рассказ, но из его слов видно — что-то он в нём не допонял. Да и за собой замечал: прочитал вещь — ух! ах! здорово! — а свести в уме концы с концами не выходит. Но иногда непонимание происходящего раздражает, поэтому — и тут я тоже с вами согласен — необходимо знать меру.
Как я вижу, история аварии Вирака, рассказанная капитаном, для вас оказалась "объяснялкой". Ладно, пусть так... Мне-то хотелось начать рассказ с загадочного случая, который должен был бы вызвать интерес, но, видно, "не шмогла" )) Или вам лично не интересны эти игры с причиной и следствием. В принципе, можно было бы построить рассказ только вокруг расследования аварии, но я решил развить тему, сделав так, чтобы странные свойства лаза оказались известны героине "по наслышке", а затем она столкнулась с этим сама. Весьма популярный приём...
Идея рассказа для меня не в самопожертвовании Дениса, которого, как я уже писал
Красному соколу, не было. Скорее это о том, как непознанное врывается в жизнь человека, меняя её драматическим образом. Вот стали двое действующими членами уравнения Тесаржа. Одного это погубило, а другому продлило жизнь. Этот не виноват, но из-за него тот взорвался. Он хочет помочь и за это оказывается наказан неумолимым действием сил природы, подчиняющихся закону "обратной причинности". Где тут смысл, справедливость, логика? Нет ответа...
И вот здесь можно перейти к финальному сну. В нём не просто иносказательно повторяется история. Мы видим, как важно человеку переосмыслить происходящее с ним; верить, что жизнь, которая могла оборваться, продолжается не по воле случая, а по воле того, кому он не безразличен. Об этом говорит капитан в начале рассказа. И Человек в зеркальном скафандре — именно тот, кому важно бытие героини, дальнейшее её существование, её спаситель. Если угодно, это проекция её веры!
Данный момент вы не поняли, хоть я этого и не боялся, согласно вашему же совету. Совет вы дали после опубликования рассказа, но по принципу Тесаржа автор парадоксальным образом применил его ещё на этапе написания, что, впрочем, не сказалось на понимании вами финала.

Так что хоть до, хоть после — один чёрт и те же яйца, только в профиль. Вот такая петрушка...