В темном мире без небес
Нету солнца, нету птиц,
Вечно спит зеленый лес,
И не видно светлых лиц...
Темнота и вечный страх,
Церкви, храмы без крестов,
На упавших куполах
Вереницы матных слов!..
В темном мире нет любви,
И в груди мертвы сердца,
Да забытые грехи все порочат
В нас Отца...
А со дна всплывает боль,
С глубины пропитых душ,
Исполняет свою роль
В океане грязных луж!..
Возможно, да что там, наверняка, это не самая лучшая песня не самой лучшей группы, но именно она раз за разом крутилась у меня в голове, когда я читал ваш рассказ. Практически идеальное описание мира без небес, где вечно идёт дождь – как снаружи, так и внутри каждого.
Основной плюс – насыщенность богатыми, выпуклыми образами. Благодаря мастерству автора картинка возникает сама, причём в стиле омрачённого Blade Runner или первого фильма Mardock Scramble: не надо откидываться на спинку кресла и закрывать глаза: мрачные, блестящие от дождя улицы, горящие огни рекламы, кажущаяся вечной ночь, безликие люди-нелюди. Жестокость. Страх. Обречённость.
У Йена Бэнкса есть роман «Against a Dark Background», не совсем точно переведённый как «По ту сторону тьмы». Действие происходит в звёздной системе, удалённой от галактик и скоплений на миллионы световых лет. В этом мире нет звёздного неба над головой – только всеподавляющая чернота ночи. Возможно, одним из вариантов развития такой цивилизации стал бы описанный в вашем рассказе. Общество, обречённое на незнание космоса, запертое на одинокой планете вокруг одинокой звезды, лишённое надежды взлететь поневоле вынуждено вгрызаться в противоположном направлении – вниз. Вниз и вглубь. В том числе внутрь самих себя, порождая дичайшие культы и фантасмагорические идеи даже на фоне развитых технологий. High tech и low life. Very law.
Тотальная безнадёжность для таких, как мы, совершенно иной взгляд на вещи при полной идентичности разумов. Немудрено, что именно здесь вопросы к Богу зазвучат наиболее остро, в отсутствие каких-либо вообще перспектив.
Когда читаешь такие вещи, внутри всегда поднимается бунт, словно всё то хорошее, что есть в душе и сердце возмущается, крича «а как же мы, а почему нас забыли?» По уровню мрака рассказ серьёзно опережает многое, очень многое из того, что я читал за всю жизнь, он просто-таки физически давит, пригнетает к земле, вместе с тем затягивая в свои угольно-чёрные глубины. Хочется помочь этим людям стать людьми. Но в них не видно ничего человеческого.
Отсюда вопящая однобокость всех персонажей, всех без исключения жителей этого – города, улья, планетарного мегаполиса, баллардовского The Concentration City. Не считать же серьёзными вопросами сумятицу, которую проговаривает полицейский, обращаясь то ли к Богу, то ли к призраку отчима? Разумеется, нет, уверен, автор и не хотел закладывать сколь бы то ни было глубокомысленные идеи в уста необразованному доминиканцу или наркоману-Иешуа. И некоторая рекурсивность событий, возможно, намекает на то, что рассказ – просто трип.
Важно другое – ведь есть двенадцатилетняя девочка, есть где-то её отец и есть герой, который в секунду просветления убивает её обидчика.
А значит, есть любовь.
А значит, есть и Бог.
А значит, есть и надежда.
А ты лети, как вольная птица,
На синее небо домой!
И не ищи страны, где приземлиться,
На Земле не найдешь ты такой!
Что напомнило:
«Горгород» Оксимирона, «Крыса» А. Заневского, «Гадкие лебеди» и «Град обреченный» АБС
Последний раз редактировалось LazyGun; 18.10.2016 в 23:48.
|