Цитата:
Не понял, что вы имели ввиду под "эволюционным" подходом. Не говорить о музыкальном статусе-кво в тексте? Показать? "Сыграй музыкант для доктора Курацисто, опиши автор впечатления К.." или что?
|
"эволюционный" - это когда главный антиутопический конфликт "система vs индивидуальность" не рассматривается как центральный. А на первый план выводится тема, что остается на обочине или отмирает полностью в ходе эволюции.
Я не знаю, что здесь еще надо было бы показать, я ж не автор. Если дополнять рассуждения об идейно-тематическом строе (см. выше) попыткой какого-то композиционно-стилистического анализа, то мне это, извините, не понравилось. Мне вообще не прочиталось как состоявшийся рассказ, или хотя бы его черновик в первом приближении. Так, набросок, чтобы расписаться. Наметить пару образов и персонажей. Но ни сюжета, ни истории.
Вам правильно говорят, что "музыка не звучит". Вы показываете, как Курацисто готовится к беседе. Его более-менее видно. А вот о Ластае с музыкой предлагается судить из полутора десятков чисто "пропагандистких" реплик. А они - очень схематичны в текущей редакции. Персонаж не разговаривает, не общается, а декларирует: "я - не такой, как вы! У меня есть - музыка! Музыка - это душа! Душа - это мечта!" Убедительно? Достоверно? Ну, лично я тоже не вижу в этом никакой музыки. Разве что желание быть особенным. Да, тоже достойный что мотив, что мотивация, что штрих к характеристике персонажа. Но одного штриха ведь явно не достаточно, чтоб его толком представить и проникнуться сочувствием? Здесь более сипматичным кажется лучше прописанный и более понятный Курацисто. А вместо Ластая вы предлагаете ситуационно-обстоятельственную схему: его хотели переделать, он сделал вид, что согласен, но поскольку на самом деле мечтал о музыке, вместо этого самоубился.
Так что все мои возможные советы, что тут можно сделать, свелись бы к предложению полностью перекраивать и переписывать текст. Возможно, Курацисто слышит музыку еще на подходах к дому? Ластай играет для себя? И из этого видно, что он на самом деле за музыкант? Талант, у которого и в самом деле душа плачет музыкой? Или посредственность, всего лишь избравшая именно эту возможность выделиться? Такой же "одинаковый" как Курацисто, просто не желающий этого признать?
Но разве ж можно это показать через восприятие Курацисто? Вы говорите про него, что он таких вещей по определению воспринять не способен? Значит, надо менять тип повествования и фокальность. Значит, писать совсем другой рассказ.
Возможно, Ластай именно пытается поиграть Курацисто. Как он это хочет сделать, может быть наглядно. Как Майк, например, упорно пытается насобирать читателей на внеконкурс? (прости, друг, за аналогию, но наглядно:))) или еще как-то? Или сам Курацисто проявляет любопытство, столь же искуственное, как его улыбка? Таки тоже совсем другой рассказ надо писать.
А в этом тексте рассказа мне пока не видно. Набросок одного диалога, и к нему - тезисы концовки. С очень неудачной посмертной запиской. Неудачной, потому что она очень диссонирует и опошляет декларации Ластая, которые я в качестве реплик уже не одобрила выше.
Извините. Думаю, это совсем не то, что на самом деле хотелось услышать. Но сами ведь попросили. Я не собиралась входить в такие подробности. Хотела только отметить то, что мне понравилось и показалось в наброске удачным.