Цитата:
Сообщение от Иллария
Он создает какой-то умозрительный мир "дворянских гнезд и мировоззрения".
|
очень забавное наблюдение для романа действие которого происходит в 1805 году... Понимаешь, сейчас уже сложно поверить, что некогда разумная жизнь существовала, теплилась только среди горстки чужеродных аристократов и ещё меньшего числа самородков, а остальные были либо рабы, либо почти рабы, и им было некогда читать, знать языки, философствовать... И Толстой один из первых, кстати, спустился в этот нижний мир. Он открыл мир (сельское общество) для тонкой прослойки, которая считала себя народом, о, сколько в нём самоиронии. Смешные моменты в Воскресении, кажется, когда барин договаривается с крестьянами и как хозяин в собаку вкладывает в них мысли, которые чуть ли не плод его воображения.
Короче, тут надо по каждому конкретному произведению обсуждать, а так выйдет огульно и глупо. Но уже и так понятно, что не правильно судить красивыми словами.
Вот начнём с мелочей - "мир дворянских гнёзд и мировоззрения". Толстой создаёт? Т.е. другие авторы не писали о дворянских гнёздах?
Но то, что герои Толстого ведут себя как моё отнюдь не дворянское окружение, разве одно это не перечёркивает любой довод об каком-то придуманном мире? Разве салоны не похожи на форумы и ЖЖ, где одна тема и мода стремительно сменяется другой, а большинству народа это всё одинаково чуждо? Разве в интернетах теперь все не ведут себя словно условные дворяне?
Про социальные пертурбации (о, что это вообще за слово?) - тут уже надо сначала спросить - а какой уровень исторических знаний, чтобы уверенно судить? Школьный? Университетский? Поверхностный? Я вот не могу стукнуть себя в грудь и сказать, что познал 19 век. Но кто-то может. Браво. Осталось только проверить на практике.
Верные утверждения редко бывают красивыми и ёмкими. У всех было по-разному. У кого-то (допустим, на Кавказе) ничего не менялось до первой русской революции. И?
Да и при чём тут это, не понимаю. Вот, допустим, я пишу про будни сторожей на складе. Только дописал, скинул на дискету, вечером - ядерная война, почти все умирают. Спустя годы находят мой роман про будни сторожей, читают как единственный оставшийся источник о целой эпохи. Можно ли упрекать меня в искусственном мире? Что в нём нет всего того, что не относится к миру сторожей? Нет, конечно. Это всего лишь часть мира.
Но... Толстому предъявлять такое смешно, потому что он как раз и писал не только о мире дворян. Более универсально. Плюс, главное у него это человеческие отношения, а это штука едва ли не вневременная, во всяком случае, изменяется медленней, чем общественное устройство.
В общем, поэтому я и сразу понял, что отношение будет разное. Вообще, о Толстом, кажется, хорошо высказался Хемингуэй, который его ценил. Перефразирую - к чёрту его мораль, размышления и прочее. Он великолепный и опытный описатель в первую очередь.