Показать сообщение отдельно
  #68  
Старый 20.11.2015, 10:45
Аватар для Призрак пера
Не гуру
 
Регистрация: 26.02.2015
Сообщений: 4,771
Репутация: 469 [+/-]
В оценках рассказа я исходил из того, что это сказка. Да, современная - думаю, если поставить ее рядом с классическими старыми сказками, обнаружились бы расхождения и по канонам, и по языку. Тем не менее чистой воды сказка, неплохо стилизованная. К слову, о стилизации - сюда бы еще пару-тройку редких старинных слов в нужные моменты добавить, вроде как в “Дураках и дороге” встречаются.
А так в целом вполне выдержано, и написано грамотно,
Скрытый текст - нашел совсем чуть-чуть:

Цитата:
Когда набирает полную горсть,подбрасывает вверх
Не хватает пробела после запятой


Цитата:
Яр был одним во всей деревне, кто сегодня не пошёл гулять на свадьбе княжича
“Одним” тут не катит, это слово так не употребляется. Либо “один”, либо “единственным”. По стилистике первый вариант, ИМХО, предпочтительнее.


Цитата:
Локти врезались в животы дружинников и те грянулись на пол, как подрубленные. Всё равно сколько их ещё.
После “дружинников” нужна запятая, там пошла другая часть сложного предложения.


Цитата:
торчливые болотные кочки
В принципе я не против ложащихся в канву авторских новообразований и редких слов, но “торчливые” (лично на мой вкус) как-то неудачно звучит.


Оригинальное идейное содержание сказке, в принципе, не особо нужно. Эта, как и большинство из них, “о добре и зле, о лютой ненависти и святой любви” . Точнее, добра и зла как таковых тут, пожалуй, и нет. По крайней мере, четко выраженных.Вот тот же Миросвет. С одной стороны, он убийца. С другой – назвать его злым – трудно. Он вел себя как действительно хороший человек. И, думаю, в его поступке все же большую роль сословные предрассудки сыграли. Может, равную и простил бы, а тут – какой-то крестьянке такое предложение сделал, а она..! Да еще с простолюдином!
Или вот духи. Тоже вроде злые, смерти хотят девочке – а после нее принимают, как равную, а может, и более, чем просто равную и одну из.
А последний поступок Инн, когда она позволила Яру остаться с собой в облике медведя – какой он? Дается как почти счастливый финал, насколько возможно. Но назвать его добрым я бы тоже не решился. Кстати, отчасти в этом отличие от классических сказок. Они могли быть мрачными, страшными и темными с плохим финалом, но, по крайней мере в европейской традиции, было достаточно понятно, кто добрый, а кто злой. Хотя, замечу, с нашей точки зрения при критическом рассмотрении это тоже может быть неоднозначно.
Вообще канонами жанра автор пользуется достаточно уверенно. Иногда он их просто использует, а иногда использует, чтобы нарушить. Например, смерть девушки. Казалось бы, вполне логично – псы разорвали. Но при этом после того, как Яр начал ее искать, раз уж описаны поиски, а не просто констатирован факт – читатель ожидает увидеть девушку живой, потому что по канонам сказки раз уж такое начали подробно описывать – шанс должен предоставиться. В результате логичное оказывается несколько неожиданным, по крайней мере для меня. Тут важно не переборщить, но прием применен с чувством меры.
Сюжет, в принципе, неплохой. Если изложить, он окажется достаточно прямолинеен, но, во-первых, это вполне в духе сказки. во-вторых. Как я сказал. местами автор умело путает читателя (во всяком случае в моем лице) заставляя в этой прямолинейности усомниться, и читать достаточно интересно.
Мне показалось немножко странным, кстати, что девушку вообще спрашивали о согласии, да и вообще княжич какой-то слишком демократичный слегка получился.
В целом же характеры особой глубиной и оригинальностью не блистают, но изображены их мысли и чувства хорошо, живо. Понравилось, например, что мысли Инн с возрастом меняются, новое понимание приходит.
Отдельный плюс, опять же, за момент с купанием. Сейчас бы в большинстве рассказов девушка непременно полезла бы в воду голой. А тут потоньше, и сразу атмосфера ощущается – времена-то другие, и то, что щиколотки кто-то увидел – уже очень стыдно.
Конечно, местами персонажи поступают не особо умно, но они и не обязаны быть особо умными.
Название вполне нормально звучит.
Мир… Ну постольку поскольку, больше места реалиям села, которые где-то на середине между реальной деревней и сказкой, а волшебный лес - краешком.
Да, тема героизма... Она есть, опять-таки в классическом сказочном виде – герой совершает подвиг во имя любви. Даже, пожалуй, дважды. Первый раз, когда идет на верную гибель в лес ради спасения возлюбленной. Никто другой не решается, а ему ведь грозит большая опасность, чем остальным, из-за того, что раз он уже пошел против воли леса. Непонятно, кстати, почему выпустили, если для них было так важно. Или не так уж они и сильны?
Правда, результат первого подвига оказывается нулевым – поздно. Второй, конечно, когда решается на превращение.
А, вот о превращении, кстати, хотел сказать! Во сне Инн ведь все было наоборот – ягоды вынимали изо рта, и медведь переставал быть медведем. Это временная инверсия, чтобы запутать? Или надежда на будущее для Яра, намек для очень любопытных?
В общем, герой у нас есть.
И рассказ есть. Точнее, как я уже сказал, сказка)
Ответить с цитированием