Я тут уже не раз жаловался, что среди конкурсных рассказов не встречал приличного детектива. Не потому, что плохо пишут, а потому, что в конкурсный объем его почти невозможно уместить. И в пятьдесят нелегко, но, возможно, лишние 10 тысяч знаков очень помогли автору, потому что наконец вот он - хороший детектив в размере конкурсного рассказа!
Вообще-то мысль, что безымянный гроб - для самого себя, была у меня первой. и она оказалась таки верной, но ведь сумел же автор запутать, накидал ложных следов и свидетельств обратного. Причем ложный след не один, а два, и на оба хочется сказать - “Эврика!”, так логично и не притянуто за уши, без роялей, выглядят эти версии.
В общем, я с большим интересом следил, кто же окажется заразителем и чем дело закончится.
При этом, вступление не выглядит затянутым, хотя почти до середины идет завязка, расстановка фигур на доске и развешивание ружей - но идет живо, динамично, увлекательно.
И финал не запороли, хоть это и нелегко. Автор намешал всего в меру - разгадка детектива, поворот в отношениях, самоосознание героя, свершившийся выбор, чуток открытости и немного надежды - и этого не оказалось слишком много.
Одна, пожалуй, претензия к сюжету. Ненависть к своему имени играет в действии большую, можно сказать, ключевую роль и не раз обыгрывается. Потом она поясняется пребыванием в гробу. Но ведь там - полная темнота! Не мог он три дня пялиться на имя - пока его не откопали, Лазарь его просто не видел! Может, в тексте ему прописано ночное зрение или что буквы от маркера светились, да я не заметил, или еще что. Если нет - пропишите, пожалуйста, это важно!
Название… Мне не очень нравятся названия не на том языке, на котором был написан рассказ, без реальной необходимости. Здесь я такой не вижу. С другой стороны, конечно, русское “безымянный” скорее обозначает человека, “Nameless”. А “Noname” вполне подходит вещи, тому же гробу, и для русскоязычного читателя звучит коротко и запоминается. Так что в целом хорошо, и все же если бы найти что-то красивое по-русски, для меня было бы сильнее.
Героическая тематика… С одной стороны, Лазарь - герой. Он пытается спасать тех, кому грозит опасность. И все же этот героизм отчасти нивелируется детективностью сюжета. Законы жанра, так сказать. Вроде все на месте, а ощущения героики нет.
Формально его можно в антигерои записать, он ведь источник заразы. Но только формально, имхо. Для меня в определении героя-антигероя важнее намерения и сознательность действий.
О языке мало что можно сказать. То, что я называю “обычный хороший литературный язык”. То есть - все гладко, понятно, местами с украшательствами и психологизмом, кое-где немного рублено, но в целом без особых выкрутасов. Для текстов с упором на сюжет и детективов в частности вполне хорошо подходит.
Вычитано хорошо. Правда, есть Скрытый текст - несколько мелочей:
Цитата:
К моему удивлению повеса Даль оказался неплохим городским главой.
|
После “удивлению” не хватает запятой.
Цитата:
Я так удивился, что даже забыл сделать вид, что ничего трогал
|
Перед “трогал” пропущено “не”
Спросил.
Цитата:
Я кивнул только теперь сообразив
|
После “кивнул” нужна запятая.
Цитата:
И когда я отказался, отвечать – обиделась.
|
А здесь запятую убрать.
Цитата:
В прошлую ночевку здесь, у меня, видимо, был припадок.
|
Лишняя запятая после “здесь”.
Цитата:
комбез застегивал уже не улице
|
“на” вместо “не”
Цитата:
Невыносимо долго открывается шлюз
|
Здесь переход в настоящее время. Лучше его сделать с самого начала куска. Или, может, не делать совсем, потому что потом воспоминания. где в прошедшем. Когда приходит Анжела, снова идет прошедшее, так что ради пары фраз вставлять подозрительные скачки времени глаголов - лично я не вижу большого смысла.
Есть удачные находки,
По удачным находкам упомяну также некоторые детали - например, неоднократно обыгрываемые часы. Очень удачно. Кто-то смотрит на часы, и сразу понимаешь, что испытывает. И отсылки интересные - на Сэма Фишера, например.
Еще, считаю, удался антураж. И мир хорош - вроде постапокалипсис как постапокалипсис, но ведь всё делают детали, а их тут полно. Механооспа, конфедератские солдаты, мэр Мэр Даль, схема прорицательства с гробами…
И персонажи в нем живые, всех легко отличаешь друг от друга. Второстепенные чуть схематичны, вроде журналистки, но не роман же!
Лавстори тоже интересная… Стареющего человека с нестареющей женщиной.
Не уверен, правда, что стоило вводить вампиров, ну да это уже авторская воля. Интересно, кстати, теперь герой перестанет стареть? А еще интересно, откуда берется первый в области заразитель. Но это так, любопытство дотошного читателя.
В целом мне было очень интересно, так что без колебаний присоединю рассказ к личным фаворитам. Правда, голосовать я все равно не могу, только поболеть разве)
Последний раз редактировалось Призрак пера; 20.11.2015 в 00:25.
|