Удивительно щедрый рассказ. Пожалуй, едва ли не каждому на его персональную вкусовщину найдется подарочек. Например, сама люблю откровенные речевые "красивости". Текстам, где они уместны и органичны, едва ли не логическую несуразицу простить способна. Так что "Вести, приносимые снизу, отдавали устойчивым душком бед. Скорбеть уже осточертело" сразу меня настроили. Да, не просто стилистическая "финтифлюшка", но образ, одновременно и "толкающий" сюжет и проясняющий мир.
Но ведь помимо таких штучек прорва всего прочего!
Например, объемно прописанные персонажи. Вот смотрите, карий цвет глаз - мой любимый. Автор не хуже меня знает, что это потому, что у таких глаз взгляд теплый и бархатный. Так у Лои еще красивые лицо и голос. И она умеет петь. А перенесенные страдания, опутавшие тело шрамами, не просто сделали ее ведуньей, но научили мудрости. Возможно, мудрость сделала ее "ликующим обладателем настоящего, а жалким, потрепанным его заложником". А возможно, это характер такой и потому легко постигает подобные мудрости? Будучи способен не только замечать, но и постигать повседневные чудеса бытия? Для него это не мудрость, а единственно возможный взгляд на мир? Также про девушку известно, кем она работала, о чем мечтала, кого любила и даже как умерла. И профессия "горный садовник" мне очень приглянулась.
Так ведь Лоя при этом даже не главная героиня. Ну, или не единственная главная. А кто? А зачем такая система персонажей, что даже "закадрового" Хабана, недооперившегося главгада и Нероя, сложившегося и состоявшегося Данко, видно с неменьшей отчетливостью? Зачем их столько, если не роман?
И ведь каждый персонаж, фактически, выводит свою собственную тему в рассказе: страх; боязнь будущего; тоска по прошлому; ответственность за других; исследовательский зуд; готовность сдаться; плыть по течению или против него; смысл жизни; поиск и определение цели... Ну, и разумеется, героизм с подвигами, как заглавная тема конкурса. Повседневная жизнь всех этих персонажей - один затяжной и непрерывный подвиг. Ну, или череда каждодневных героических свершений. Героизм жить, когда жизнь сводится к выживанию. Отвага оставаться самим собой, когда гораздо проще и легче раствориться в лукавых озерах, что специально подсовывает мир. Мужество не сдаться и не сгинуть любым другим из множества предложенных способов.
Зачем столько всего?! В конкурсном! Рассказе?!!
Мне кажется, потому, что главный герой тут, пожалуй, не люди, а сам мир рассказа. Тот самый, в котором "Жизнь казалась сном, что торжествует, перемешивая живых и давно умерших, навязывая безропотному рассудку отсутствие логики и последовательности событий. Реальность, уставшая от потрясений, уже не заботилась о достоверности, - свернула в тупик, из которого выходов не виделось. Да и возможен ли выход там, где нет входа?"
И вот из этого вытекает момент, полностью пленивший меня в этом рассказе: его композиция. Она сделана как витраж. Или даже скорее, как мозаика. Автор мешает людей и обрывки их историй в полном соответствии с приведенной мною цитатой. И в итоге композиция производит такое же впечатление, как эта самая "главная особенность авторского мира". Про ту же Лою кажется, например, что она умерла два раза подряд. Если разобраться, то сначала автор рассказывает часть истории за рассказчика и упоминает, что все, умерла. А потом показывает отражение девушки через восприятие любившего ее Орвина. Зеркальный лабиринт...
В общем, я в полном восторге с восхищением. Круто сделано. Сложно для восприятия. Может тяжеловато восприниматься. Просто изумительно. Да идут лесом все, кто не ценитель!
Единственно что, в качестве "завистливой придирки". Я бы поправила вот здесь:
"- Нельзя боготворить тех, кто рядом, - говорит Рина. – Сотворение кумиров убивает равенство. А людям необходимо единомыслие."
Слово "единомыслие". Рина не могла так сказать, пожалуй. Мудрая она у автора. А "единомыслие" в данном случае - тупик. Потому что тогда остается только сиять отраженным светом. Собственный начинается так, где человек вызрел достаточно, чтобы быть. Самим собой. А "единомыслие" склонно всех под одну гребенку стричь. Так что что-то другое она сказала, автор записал неправильно:)
__________________
В жизни и работе интереснее всего становиться кем-то иным, кем-то, кем ты не был изначально. Если, начиная писать книгу, вы знаете, какими словами собираетесь ее завершить, хватит ли вам мужества действительно написать ее? Что верно для писательства и для любви, верно и для жизни. Мишель Фуко
|