У-у-у, моя любимая тема... просто не могу пройти мимо !
Вообще конечно главный посыл автора правильный - по сравнению с ёльфе vs. орке прогресс налицо, но историчность там рядом не валялась. Но многое в статье режет глаз.
_\"Евнух — никудышный воин, раб — еще хуже.\" _
Не могу ничего сказать насчёт евнухов (да вроде как уже разобрали по косточкам этот вопрос в коментах), а вот насчёт рабов... автор явно не в курсе насчёт мамлюков - рабов-воинов мусульманского Ближнего Востока, по происхождению в основном половцев, русских или африканских негров. Давали прикурить очень многим, составляли привилегированное сословие.
_\"Почему в рыцарских орденах Вестероса принят целибат, если в этом мире нет христианства с его ограничениями?\" _
Проблема в том, что подобные ритуальные ограничения намного (НАМНОГО) старше христианства. И поводы для них могут быть ну самые разнообразные.
_\"Ничего хотя бы отдаленно напоминающего эту картину в Вестеросе нет и в помине. Хотят северяне верить в своих старых богов и поклоняться ликам на деревьях — да пожалуйста, никого это не волнует! Не нравятся вам семь богов? Не ходите в септу — ваше личное дело, никто и слова не скажет. В нашем, реальном мире могли спокойно прирезать или объявить войну за малейшее искажение или отличную от традиционной трактовку догматов даже в рамках одной религии\"_
О-о-о, ну как же можно не разглядеть, что Мартин просто описывает классический политеизм в том варианте, в котором он существовал, к примеру, в Римской Империи до христианизации. Когда нет \"правильных\" и \"неправильных\" богов, а есть боги того или иного народа. А другим народам до чужих богов дела нет. Более того, сами религии разбивались на множество сект-культов, как правило вполне мирно сосуществовавших. Например, в позднем Риме, при сохранении на государственном уровне формального поклонения \"стандартному\" пантеону во главе с Юпитером, существовали культы Изиды, Митры, Гермеса-Трисмегиста, и прочая, и прочая. От граждан требовалось поклоняться стандартному пантеону, включая почивших императоров, но почитание своих домашних богов не преследовалось. Войны по религиозным мотивам первыми изобрели иудеи - чем крайне неприятно поразили современников (именно поэтому их и преследовали в Империи, а с ними заодно и первых христиан, которых отличить от иудеев можно было только в мелкоскоп). \"Лучшие\" из их традиций подхватили отколовшиеся от иудаизма христиане, а затем закрепили мусульмане. Но это не значит, что это - историческая норма. Дальний Восток до проникновения туда авраамических религий такого безобразия вообще не знал.
_\"Да вот сама подача этих религий Мартином выставляет их совершенно неправдоподобными. На протяжении веков религиозные радикалы никого на Вестеросе особо не беспокоили, а как началось действие романов — повылезали, будто чертики из табакерок, Утонувшие боги и прочие Рглоры.\" _
Да вот именно что - \"повылазили\". А точнее - активизировались в ходе общего пробуждения в мире магии, видимо, как-то связанном с вылупливанием первых за долгое время драконов. Когда рядовой жрец того же Рглора вдруг оказывается способен оживлять мертвецов и творить всякое прочее магическое непотребство - поневоле активизируются религиозные радикалы. Это уже незнание матчасти.
_\"Но сложно представить, как две столь сильно противоречащие друг другу по духу традиции (одна превозносящая образ прекрасной леди, а вторая — лишенная всякого уважения к женщине) могли бы существовать одновременно в одной стране.\" _
Ох, прекра-а-асно могли сосуществовать ))) напомню, что те же самые куртуазные рыцари во многих странах имели печально известное \"право первой ночи\"...
_\"Тогда пушки и огнестрельное оружие были еще далеки от статуса «последнего довода королей», но уже появились, и пройдет не так много времени, прежде чем они станут неотъемлемой частью любой битвы.\" _
Появление чёрного пороха не есть историческая неизбежность. Скорее, лол, наоборот - неоткрытие его более вероятно, чем открытие. И вообще: небольшие, почти незаметные изменения в экосистеме и/или географии мира - и метательных (но не фугасных, с ними всё в порядке - так они у Мартина как раз присутствуют - \"дикий огонь\", все дела) взрывчатых веществ его жителям с гарантией не светит до самого появления полноценной органической химии уровня конца XIX века и создания аналогов бездымных порохов на основе нитроцеллюлозы. Да и они с большей вероятностью при таком уровне развития будут применены в ракетном, а не ствольном оружии - поскольку военка уже будет заточена под детонирующие ВВ, а ракета как средство их доставки намного лучше пороховой пушки. Большинство типов ВВ вообще непригодно для артиллерийских снарядов из-за чувствительности к ударам и перегрузке - при выстреле сдетонирует. А вот катапультой метать, или там ракетой той же - пожалуйста. Пневматическая артиллерия с фугасными снарядами тоже вполне реальна как альтернатива катапульте для раннего индустриального периода, точнее даже исторична - аж в реальных боевых действиях применялась. Ну, это на далекое будущее, конечно.
_\"Со времен «Межевого рыцаря» прошли десятки лет ... а сами рыцари практически и не изменились.\"_
А это - уже банальный вульгарный прогрессизм, когда от другой культуры требуют тот же темп развития, что и в Европе образца XVI - XX веков. Скажем, в Центральной Азии комплект доспехов и вооружения практически не менялся с VI-VIII веков н.э. до примерно XIII - XIV века, когда в результате Западного похода монголов жители региона познакомились с другими культурами кроме своей и китаецентричной дальневосточной. И то изменения были весьма градиальными - кольчугу, например, окончательно освоили только спустя два века после знакомства с ней. А до этого столетиями рулили практически без изменений ламеллярные доспехи да прямые однолезвийные мечи (\"палаши\" по ГОСТу), очень медленно и печально вытесняемые кривыми саблями. В Тибете практически тот же комплекс доспеха и вооружения вообще просуществовал годов до 1920-х - если не до самой оккупации КНР (правда в чуть модернизированном виде).
Главная лажа у Мартина вообще не в Вестеросе - здесь по сути просто набор типичных штампов о средневековой Европе, к которым все уже привыкли. Главная клюква у нас - как всегда, на Востоке - например, в описании жизни и быта кочевников. Если говорить вкратце - то описанные в произведении формы просто несовместимы с реальностью и просто с выживанием.
Начиная с того, что автор вообще не понимает, что такое кочевники и как они кочуют: для него это просто орда, бесцельно бродящая по континенту, вытаптывая всё на своём пути. На самом деле у всех кочевников имелся институт собственности на землю - либо рода, либо отдельной семьи; пастбища, водопои, охотничьи угодья были очень строго распределены. Так что кочевали они по строго определённому маршруту, как правило сезонно: летом - в предгорья, зимой - в долины, где скоту легче добыть пищу. А в остальное время зачастую вообще жили осёдло, часто имели поля злаков и долговременные жилища. В очень редких случаях(в сухом климате полупустынь, вроде Приаралья) - круглый год кочевали от колодца к колодцу, но тоже по строго определённому маршруту, небольшими группами в несколько семей (так называемый курень).
А если в подробностях - то лучше отослать к \"степной трилогии\" Л.Н. Гумилёва (хунну/гунны - древние тюрки - монголы).
В коментах тоже есть занятные вопросы, пройдусь и по ним:
_\" Кстати, никто не заметил наверное: как лето или зима может длится годами?!\"_
Это нигде напрямую не объясняется, но по косвенным признакам очевидно, что данное явление носит магический характер, т.е. не имеет отношения к нормальным явлениям природы (астрономии и т.п.).
_\"что касается самой Стены, в ее реалистичность не верится вообще. Мартин хочет убедить читателей, что ее построили Первые люди, бывшие на уровне бронзового века\"_
Построили, очевидно, с использование магии, после этого практически ушедшей из мира Песни. И только-только начавшей возвращаться.
_\" Напрашивается вывод, что в области строительства нет никакого движения вперед на протяжении жизни, по крайней мере, нескольких поколений, а развитие архитектуры - весьма веский показатель прогресса (или в данном случае его отсутствия)\"_
А надо отметить - вообще многие фентези-вселенные вызывают стойкое впечатление, что в них прогресс сменился деградацией цивилизации. Уж не знаю это по авторскому замыслу или случайно получается.
|