Прошу прощения у автора: рассказ прочитал по просьбе Илларии и Джада, поэтому ниже отзыв по теме «мнение как культуролога и вообще, с точки зрения литературы», а также про «бомбило». Не знаю, насколько оно автору нужно.
Про «бомбило».
Да, меня бомбило, но вовсе не от самой темы, а от её реализации. Представить мир матриархата, амазонок – тема интересная и благодатная, многие за неё брались, в том числе и я на просторах Креатива (рассказ «Дура» на спортивном конкурсе). Действительно, интересно представить подобное мироустройство и героев в нём. Однако любопытную концепцию можно загубить реализацией, это вам любой кулинар скажет – львиная доля вкусности зависит от умений повара, а не от ингредиентов. В данном конкретном случае повар оказался неопытен и блюдо, на мой вкус, не удалось.
Оно тягомотно и скучно – во-первых, почти полностью решено на диалоговой стилистике, однако длинные диспуты героев почти лишены актуальности для читателя. Половину их речей думаешь «о чём они?». Сократить – никак это на сюжет не повлияет. На понимание мира – тоже, поскольку полной ясности всё равно нет, осталась куча вопросов.
Во-вторых, мир явно не продуман хорошо, чтобы быть жизнеспособным. Автор просто переставил социальными ролями гендеры, но получилось это, скорее, анекдотично, чем гипотетично, а для анекдота всё слишком затянуто и без юмора.
Давайте подробнее на этом моменте остановлюсь, чтобы не быть голословным.
Что такое мужчина и женщина? Физиологическая разница – в первую очередь, связанная с органами воспроизводства. Тело женщины приспособлено для зачатия внутри организма, вынашивания плода и вскармливания молоком в первые недели жизни младенца. Младенцы, к тому же, беспомощны, им требуется нянька, поэтому социально женщине удобнее ей становиться, нежели мужчине. То есть, роль матери и няньки женщине навязана физиологией. Коли уж она и так сидит возле чада – может исполнять и роль домохозяйки. И, естественно, мужчине достаются оставшиеся роли: добытчика еды и иного необходимого для младенца и матери – без его участия те просто могут не выжить, а выживание – первейшая интуитивная цель существования. Социальные институты так же на это направлены, но о них чуть ниже. Физиология так же тесно связана с химией тела, которая, в свою очередь, влияет на гендерные особенности мышления и эмпатии. И, что характерно, химические гормональные различия закладываются в тело изначально, при рождении, социальные роли, возникающие позже, мало на них влияют. Женщина, с вырезанной маткой, не перестаёт быть химически и физиологически женщиной, а кастрат – мужчиной, то есть наличие органов воспроизводства существенно картину не меняют. Мужчина или женщина, при хирургической смене пола, всё равно имеют львиную долю гендерных особенностей, заложенных природой – строение скелета, соотношение массы жира к мышечной ткани, развитость мускулатуры и желёз, а с последними – эмпатические реакции. Конечно, не все мужчины одинаково мужественны, а женщины – женственны, кто-то и вовсе химически предрасположен любить мужиков несмотря на пенис, у кого-то, несмотря на влагалище, растут густые борода и усы… Но это, в процентном отношении, малая часть человечества, как и другие физиологические отклонения. Герой, в принципе, может быть эмпатически близок женщинам, это возможно, однако химико-физиологическая взаимосвязь, о которой я упоминал выше, отразится на нём напрямую. Его поведение, образ мыслей, эмоциональность – всё будет женским, пусть даже заходит он в мужской туалет. А в рассказе ничего этого нет, в герое мало женского, только возмущение социальной ролью. Социальные роли, если уж о них, тоже не с пустого места берутся, о чём я упоминал выше. Выживание, вот первейшее предназначение общества, как стаи, роя или человеческой общины. Чем труднее выживание, тем проще и жёстче устройство социума. При одних условиях предпочтительнее матриархат, при других – патриархат, при самых благоприятных – гендерное равноправие. Скажем для Джада проще: чем больше социальных благ, типа детских садов, тем больше на районе педиков. Если социум позволяет одинокой женщине вырастить без участия мужчины ребёнка, а то и двух, мало того, если она при этом ещё умудряется карьеру сделать – мужчина ей нужен в основном, как любовник. Нет необходимости заводить «традиционную» семью. Если нет необходимости – можно экспериментировать. Если же, как в рассказе, вообще существуют некие репродуктивные центры, которые детьми занимаются – зачем вообще нужны мужья? Мужчины перестают быть социально мужчинами, поголовье их сокращается, остаются трутни для удовольствий – вот реальная картина матриархата. При том, даже в таком обществе, мужчина эмпатически не будет равен женщине. И, если уж мы возвратились к эмпатии, то должен так же упомянуть, что человек не может перенять эмпатическую систему инсектоида – у тех просто её нет, как и органы чувств иные, работающие в других системах восприятия. Это, если о земных насекомых, что говорить об инопланетных )
Резюмируя свой спич по этому пункту: нет в рассказе логических построений мира, хоть как-то близких к реальности, поэтому остаётся сплошное «не верю». Не поднимает рассказ никаких социальных проблем или интересных допущений. При вялой сюжетной линии, отвечая на вопрос «зачем так написал автор», остаётся у меня лишь один ответ – так ему показалось забавным. Ну, вот, например, забавно прилепить инопланетянину член на лоб: не функционально, но ржачно, можно позабавиться с этой фантазией, то есть анекдот. Но, как я уже говорил раньше, для анекдота рассказ недостаточно абсурден, юмористичен и слишком затянут ненужными разговорами.
В-третьих, язык изложения, как по мне, корявенький. Много языковых штампов, необдуманных ассоциативных конструкций. Ну, вот, например, несколько:
- приятный механический голос
- популярный режим освещения
- ваше резюме прошло суровый анонимный отбор на конкурсной основе
- он ловко нырнул за упавшим добром
Вот как-то так, звыняйте автор ежели чо – просто мнение.
__________________
На язык слова приходят, на уста мои стремятся,
с языка слова слетают, рассыпаются речами.
"Калевала"
Наболталка
|