В рассказ непросто въехать. Стиль тяжеловесный и пестрит словами, которые можно заменить на более короткие и доходчивые. Читать о том, как главный герой косплеит персонажей миллиона американских комедий, разъезжая на машине с глядящей в окно собакой, не слишком интересно. Дальше случается попаданческо-мистический поворот, который трудно воспринимать всерьез. Зачем всеведущему Спэро использовать человека, чтобы исправлять ошибки истории, если он способен их попросту не допускать? Астрал и путешествия во времени – в принципе не самая удачная смесь.
Но, после того, как протагонист переодевается в простого русского мужика, действие преображается. Быт русских крестьян конца девятнадцатого века показан детально, и в него веришь. Герой действует логично. Предваряющий конфликт работает, как надо, создавая напряжение. Неожиданный поворот (тм) тоже не подкачал. Ну и концовка. Я почти поверил, что по канонам ужасов, герой прикончит ребенка. Но вместо этого автор решил дать читателю жизнеутверждающий финал. Что тоже не круто, потому что хэппи энды всех достали.
Глеб реагирует на события, у него есть чувства, эмоции. Но совершенно непонятно, как глобально они на него влияют. Изменение протагониста не прослеживается. Если приглядеться, то идея имеется: следи за языком. Вообще, с самого начала я задумался: а в чем смысл проклятий? С людьми творятся плохие вещи лишь из-за их происхождения. Но это не имеет никакой художественной ценности. Появление сущности в конце не развеяло эти вопросы, но было хотя бы неожиданным.
Глеб – самый что ни на есть обычный человек. Героизма с его стороны я не увидел. Он сделал то, что на его месте сделал бы кто угодно, кроме совсем уж законченного психопата. И даже победить духа он самостоятельно не смог. В конце его спасла какая-то магия. Персонаж, повторюсь, живой, но в нем не хватает индивидуальности. Читатель знает о профессии Глеба и его любви к собакам. Его слова метки и остры, но они обезличены. Спэро – забавный неоднозначный дух, которого, к сожалению слишком мало.
Мира, как такового нет. Множество вопросов оставлены без ответов. Какие были цели Спэро? На кого он работал? Почему выбрал такой странный способ изменения истории, если, по сути, ему и менять-то ничего не нужно было? Можно было просто не допускать косяков, раз уж он всеведущ.
Начало суховатое. Но к авторскому языку основной части рассказа претензий нет.
В целом, получилась захватывающая история, главному герою которой не хватает отличительных черт, а сюжету – глубины и подтекста.
|