Показать сообщение отдельно
  #35  
Старый 22.10.2015, 00:30
Аватар для ar_gus
Победитель Битвы критиков
 
Регистрация: 08.03.2012
Сообщений: 1,769
Репутация: 561 [+/-]
В рамках Ultima ratio - выстрел первый.
Скрытый текст - "Поскольку пуля - это всё же пуля" (с):
Рассказ "Остаться в живых" - не из тех, что можно пробежать "по диагонали", восхищаясь подвигами Великого Героя или ужасаясь не менее Великому Злу в лице антигероя. Фантастическое допущение минимально и, строго говоря, не слишком обязательно. Глобальность события, к которому готовится Кеша, может до некоторой степени им же самим рассматриваться в качестве... не оправдания, наверное - скорее обоснования ряда важных решений. Рассказ посвящён столкновению вымышленной, просчитанной реальности героя с грубой действительностью, в ходе которого Кеша узнаёт свою "настоящую цену". А в месте с ним и читатели.
В рассказе, по сути, три значимых персонажа, роли, а иногда и характер которых определяется уже при
Скрытый текст - номинации:
протагонист Кеша и его знакомая/подруга Любаша уже на этом уровне отчётливо противопоставлены Зуброву; первые не имеют фамилий, а имена употребляются по большей части в уменьшительной форме, второй "снабжён" исключительно фамилией и кличкой.
Наиболее интересная и значимая фигура, конечно, Кеша, но начнём разговор с более простых.
Зубров в позиции антагониста - типичное подтверждение Кешиного прогноза, к слову. Типичный мародёр, предводитель и организатор. Лидер, жёсткий и волевой; при этом изображён с некоторой претензией на "жертву обстоятельств", поскольку
Цитата:
На миг кольнуло сердце. "Прости, баба, своих детей кормить нечем," - подумал он...
Не слишком понятно, для чего понадобился автору этот приступ рефлексии антигероя. Он (приступ) сработал бы на некую привидевшуюся мне-читателю идею, о которой ниже, но остальные нужные детальки отсутствуют. Есть в поведении Зуброва некоторая странность: он, отставной военный, совершенно нерационально тратит патроны. Хотя должен бы понимать, что пополнить запасы будет всё труднее...
Любаша. Люба играет двойную роль. Во-первых, она - "спутник героя", вовремя задающий нужные вопросы. Создающий ситуацию, позволяющую читателю в сжатом виде узнать предысторию Кешиной подготовки к выживанию. Кроме того, во-вторых, Любаша - носитель "обыденной, народной правды", где-то даже исполняющий роль Голоса Читателя/Автора. Именно из уст девушки практически обвинением в адрес героя звучит
Цитата:
- А остальные как же?
Она же волею автора даёт герою точную, почти исчерпывающую характеристику, говоря, что тот "живёт... как беженец". Ещё одна важная функция этого персонажа - "побуждение к героизму": чувства, испытываемые Кешей к Любе, являются предпоследним шансом последнего перерасти в Настоящего Героя.
Кеша. Протагонист - бывший студент, "спро-гно-зи-ро-вав-ший" глобальный кризис и апокалипсис. Решивший, что должен во что бы то ни стало подготовиться и выжить. Это, впрочем, сугубо "внешняя оболочка" героя. Не самая важная часть характера и рассказа; антураж, не более. Если определять сущность Кеши, я скорее всего отнёс бы его к маленьким людям.
Скрытый текст - Почему не антигерой?:
В приведённом ранее определении есть важный момент: антигерой "подчёркнуто лишен"... и далее по тексту. Кеша же - вполне обычный человек, мало чем отличающийся от миллионов других. Если бы не обстоятельства рассказа, раскрывающие истинную суть натуры персонажа, о нём с полным основанием сказали бы: как Герман Стерлигов книжный горе-выживальщик, чудак-человек. Не столь уж втайне мечтающий если не о Великой Миссии (уместно тут припомнить мысли о Любаше в самом начале кризиса: "придёт, прощения попросит - научу, как выживать". Едва ли столь благодатная для собственного эго мысль возникала только в отношении девушки), то как минимум о признании своим среди деревенских. Доказательств последнему в тексте хватает: Кеша активно общается со старушками, провоцируя их на сплетни и обсуждение - расширяя таким образом собственную известность; слушает советы и задаёт вопросы при том, что для себя всё сам давно просчитал и спланировал. Это очевидно указывает на стремление создать себе репутацию. Из негативных "уникальных" черт в рамках рассказа можно отметить лишь некоторый эгоизм - не запредельный, впрочем. Это, к слову, ещё одна чёрточка к общности образов Кеши и "остального человечества", включая "положительную" Любашу: обвинение в бездействии "на благо людям" перед лицом глобального кризиса в полной мере может быть адресовано всем без исключения. Любе - прямо и непосредственно: она со слов героя знала о грядущем апокалипсисе; нет оснований предполагать, что девушка не поверила его речи. Что она предпринимает? Предупреждает односельчан? Пытается убедить Кешу помочь другим (ну не могла Любаша не понимать, что нравится герою и может хотя бы попробовать)? Нет и нет. Что же до остального мира - вспомним
Цитата:
Даже старшеклассник, ну, по крайней мере, Кешка, понимал, что современная финансовая система доживает последние годы.
И так далее. То есть наступление кризиса вовсе не было неожиданностью, а Кешин "прогноз" - прорывом в неизведанное и гениальным предвидением.
Герой - далеко не гений. Более того: он показан скорее человеком ограниченным, подтверждений чему масса. Тем не менее Кеша разрабатывает, просчитывает и реализует собственную систему выживания при кризисе - непродуманную до конца, сугубо теоретическую и так далее. Каковая со скрипом, с явными прорехами, но всё-таки работает... до определённого момента. Я, помнится, поминал в отношении героя один из "измов" - фатализм. По зрелом размышлении, пожалуй, сменил бы его на другой - эскапизм, причём в одной из крайних форм. Подоплёкой которого в итоге оказывается страх.
Показательно, что в кульминации, совмещённой с финалом рассказа, это именно собственный, внутренний страх Кеши. Он не видит взгляда Зуброва - и всё равно не способен нажать на курок. Этот страх не конкретен и не рационален; страх "а вдруг?". Кеша боится вопреки доводам логики, "поскольку пуля - это всё же пуля".
Скрытый текст - Примечательно:
финальный эпизод становится, на мой взгляд, последним шансом Кеши изменить собственную роль, став героем или постепенно превращаясь в антигероя. Сам по себе момент замечателен: одно и то же действие - а какова разница! Понятно, что делать героя из эгоистичного "маменькиного сынка" было бы не слишком правдоподобно. Я, однако, всё-таки ожидал от Кеши выстрела - выстрела в спину, подленького и трусливого. Обставленного после как Геройский Поступок. Вполне вписывающегося в задачу "остаться в живых", поскольку живой Зубров - потенциальное препятствие этому. Он может вернуться в любое время, зная, что не встретит сопротивления; к тому же входит в группировку "скоты, быдло", препятствующую осуществлению Идеального Плана выживания.


Кажется, на сегодня мозг отказывается работать. За рамками обзора осталось не так уж много: "Кеша и Зубров - близнецы-братья?", да "Зубров и рефлексия: плюсы и минусы". Продолжим разговор позднее?
__________________
...For the error bred in the bone
Of each women and each man
Craves what it cannot have,
Not universal love
But to be loved alone...
W.H. Auden, "September 1, 1939"
Ответить с цитированием