Рассказ "Остаться в живых" - не из тех, что можно пробежать "по диагонали", восхищаясь подвигами Великого Героя или ужасаясь не менее Великому Злу в лице антигероя. Фантастическое допущение минимально и, строго говоря, не слишком обязательно. Глобальность события, к которому готовится Кеша, может до некоторой степени им же самим рассматриваться в качестве... не оправдания, наверное - скорее обоснования ряда важных решений. Рассказ посвящён столкновению вымышленной, просчитанной реальности героя с грубой действительностью, в ходе которого Кеша узнаёт свою "настоящую цену". А в месте с ним и читатели.
В рассказе, по сути, три значимых персонажа, роли, а иногда и характер которых определяется уже при
Наиболее интересная и значимая фигура, конечно, Кеша, но начнём разговор с более простых.
Зубров в позиции антагониста - типичное подтверждение Кешиного прогноза, к слову. Типичный мародёр, предводитель и организатор. Лидер, жёсткий и волевой; при этом изображён с некоторой претензией на "жертву обстоятельств", поскольку
Цитата:
На миг кольнуло сердце. "Прости, баба, своих детей кормить нечем," - подумал он...
|
Не слишком понятно, для чего понадобился автору этот приступ рефлексии антигероя. Он (приступ) сработал бы на некую привидевшуюся мне-читателю идею, о которой ниже, но остальные нужные детальки отсутствуют. Есть в поведении Зуброва некоторая странность: он, отставной военный, совершенно нерационально тратит патроны. Хотя должен бы понимать, что пополнить запасы будет всё труднее...
Любаша. Люба играет двойную роль. Во-первых, она - "спутник героя", вовремя задающий нужные вопросы. Создающий ситуацию, позволяющую читателю в сжатом виде узнать предысторию Кешиной подготовки к выживанию. Кроме того, во-вторых, Любаша - носитель "обыденной, народной правды", где-то даже исполняющий роль Голоса Читателя/Автора. Именно из уст девушки практически обвинением в адрес героя звучит
Она же волею автора даёт герою точную, почти исчерпывающую характеристику, говоря, что тот "живёт... как беженец". Ещё одна важная функция этого персонажа - "побуждение к героизму": чувства, испытываемые Кешей к Любе, являются предпоследним шансом последнего перерасти в Настоящего Героя.
Кеша. Протагонист - бывший студент, "спро-гно-зи-ро-вав-ший" глобальный кризис и апокалипсис. Решивший, что должен во что бы то ни стало подготовиться и выжить. Это, впрочем, сугубо "внешняя оболочка" героя. Не самая важная часть характера и рассказа; антураж, не более. Если определять сущность Кеши, я скорее всего отнёс бы его к
маленьким людям.
Скрытый текст - Почему не антигерой?:
В приведённом ранее определении есть важный момент: антигерой
"подчёркнуто лишен"... и далее по тексту. Кеша же - вполне обычный человек, мало чем отличающийся от миллионов других. Если бы не обстоятельства рассказа, раскрывающие истинную суть натуры персонажа, о нём с полным основанием сказали бы:
как Герман Стерлигов книжный горе-выживальщик, чудак-человек. Не столь уж втайне мечтающий если не о Великой Миссии (уместно тут припомнить мысли о Любаше в самом начале кризиса: "придёт, прощения попросит - научу, как выживать". Едва ли столь благодатная для собственного эго мысль возникала только в отношении девушки), то как минимум о признании своим среди деревенских. Доказательств последнему в тексте хватает: Кеша активно общается со старушками, провоцируя их на сплетни и обсуждение - расширяя таким образом собственную известность; слушает советы и задаёт вопросы при том, что для себя всё сам давно просчитал и спланировал. Это очевидно указывает на стремление создать себе репутацию. Из негативных "уникальных" черт в рамках рассказа можно отметить лишь некоторый эгоизм - не запредельный, впрочем. Это, к слову, ещё одна чёрточка к общности образов Кеши и "остального человечества", включая "положительную" Любашу: обвинение в бездействии "на благо людям" перед лицом глобального кризиса в полной мере может быть адресовано
всем без исключения. Любе - прямо и непосредственно: она со слов героя знала о грядущем апокалипсисе; нет оснований предполагать, что девушка не поверила его речи. Что она предпринимает? Предупреждает односельчан? Пытается убедить Кешу помочь другим (ну не могла Любаша не понимать, что нравится герою и может хотя бы попробовать)? Нет и нет. Что же до остального мира - вспомним
Цитата:
Даже старшеклассник, ну, по крайней мере, Кешка, понимал, что современная финансовая система доживает последние годы.
|
И так далее. То есть наступление кризиса вовсе не было неожиданностью, а Кешин "прогноз" - прорывом в неизведанное и гениальным предвидением.
Герой - далеко не гений. Более того: он показан скорее человеком ограниченным, подтверждений чему масса. Тем не менее Кеша разрабатывает, просчитывает и реализует собственную систему выживания при кризисе - непродуманную до конца, сугубо теоретическую и так далее. Каковая со скрипом, с явными прорехами, но всё-таки работает... до определённого момента. Я, помнится, поминал в отношении героя один из "измов" - фатализм. По зрелом размышлении, пожалуй, сменил бы его на другой -
эскапизм, причём в одной из крайних форм. Подоплёкой которого в итоге оказывается страх.
Показательно, что в кульминации, совмещённой с финалом рассказа, это именно
собственный, внутренний страх Кеши. Он
не видит взгляда Зуброва - и всё равно не способен нажать на курок. Этот страх не конкретен и не рационален; страх "а вдруг?". Кеша боится вопреки доводам логики, "поскольку пуля - это всё же пуля".
Скрытый текст - Примечательно:
финальный эпизод становится, на мой взгляд, последним шансом Кеши изменить собственную роль, став героем или постепенно превращаясь в антигероя. Сам по себе момент замечателен: одно и то же действие - а какова разница! Понятно, что делать героя из эгоистичного "маменькиного сынка" было бы не слишком правдоподобно. Я, однако, всё-таки ожидал от Кеши выстрела - выстрела в спину, подленького и трусливого. Обставленного после как Геройский Поступок. Вполне вписывающегося в задачу "остаться в живых", поскольку живой Зубров - потенциальное препятствие этому. Он может вернуться в любое время, зная, что не встретит сопротивления; к тому же входит в группировку "скоты, быдло", препятствующую осуществлению Идеального Плана выживания.