Я обычно очень предвзято отношусь к таким рассказам, априори (и, увы, только через раз несправедливо) подозревая в них спекуляцию. Возьмите войну, смешайте в равных частях с детьми, скорее всего, людям отзовется. Подход с одной стороны открывает перспективы, с другой - требует ювелирной точности, потому что переборщить запросто можно как с "чернухой", так и с мелодрамой, а то и откровенными "соплями".
Мне понравилось. Слегка "зависла" на пеленках, что мать по дороге стирала в лужах, а потом сушила на себе. Начала представлять картинку. Не, понятно, что вещи пришлось побросать, отлично понимая, как их будет не хватать. Что пеленок мало, малышка их пачкает, а как еще можно выкрутиться? Ну, и на этом мой читательский скепсис иссяк.
Дальше я уже с интересом следила за судьбой ребенка. Мне кажется, очень удачно удалось показать именно детский мирок в этих чудовищных условиях. Призма такая получилась пронзительная. И именно детское восприятие, которому, на самом деле, редко присущ драматизм: дети принимают вещи такими, как они складываются, не уходя в рефлексию на вечные темы "справедливо-несправедливо". Взрослые нагнетают. Дети - приспосабливаются и выкручиваются. Ну, как с мамкиными оплеухами: Тишка ведь их как данность принимает вместе со всеми остальными "неправильными" вещами, что внесла в его жизнь война.
Очень много удачных деталей. Тачка эта, с травой, чтоб малышке было помягче, пробрала. Знаете, я ведь прям всерьез при чтении боялась, что они у вас сестренку в воду уронят. Карточки отобранные, за которыми слез уже даже на похоронку не хватает...
Хороший рассказ вышел. Звучит искренне. Ну, и тема, безусловно, раскрыта.
update: определенно, удался. Только сейчас задумалась, что ребенку восемь лет, а он в школу не ходит. Не, понятно, что эвакуация, замотанная мать-одиночка с тремя детьми, младших страшно одних оставлять, вот завтра кончится война, тогда вернемся домой, он и пойдет, и все такое. Но ведь у вас тема школы вообще не возникает ("про Сталина в школе рассказывали" - не звучание, а отзвук прошлого), как будто они перестали существовать в этом мире. Были. И в эвакуации, и на оккупированных территориях. Надо же, а я вообще этого не заметила, когда читала.
__________________
В жизни и работе интереснее всего становиться кем-то иным, кем-то, кем ты не был изначально. Если, начиная писать книгу, вы знаете, какими словами собираетесь ее завершить, хватит ли вам мужества действительно написать ее? Что верно для писательства и для любви, верно и для жизни. Мишель Фуко
Последний раз редактировалось Иллария; 13.10.2015 в 12:23.
|