Прошло достаточно времени с того момента, как я прочитал «Чистовик». Теперь можно и более детально и осознанно описать то, что именно меня «привлекло – оттолкнуло» в нем.
За написанием «Чистовика», какое то время я следил через ЖЖ Доктора Ливси. Но потом заниматься этим не стал. Просто ждал книгу. «Черновик» не произвел на меня особого впечатления в свое время, но его концовка меня действительно притянула. Думал, что в продолжении Сергей Васильевич раскроет мир и книга под названием «Чистовик» будет намного сильнее своего предшественника.
До выхода книги оставалось два дня. Быстрым чтением освежил в памяти «Черновик», подготовился к прочтению «Чистовика». И вот знаменательный день настал. Пошел в книжный магазин. Сразу же направился в раздел российской фантастики. Знакомые консультанты, завидев меня, улыбнулись, и не стали мешать мне с выбором, спокойно отойдя в сторонку. А время на выбор мне было не нужно, весь список был уже в голове. Собрав в стопочку все нужные мне книги, пошел на кассу, «Чистовик» лежал наверху. Оформление от АСТ порядком уже надоело. Тем более шрифт относиться к киношным «Дозорам». Но мне важнее было содержание. Нетерпение, вот что я испытывал в данный момент. Уже дома, рассортировал книги на прочтение в ближайшие недели и на те, что прочту в свободное время, положил перед собой «Чистовик». Тут-то и начинается мое похождение по новому произведению Доктора.
Вдохнул запах свежей книги и начал читать. Первые же строчки привлекли мое внимание. Как же точно Сергей Васильевич подметил «Железнодорожный вокзал – место преображений». Первые две три страницы радовали меня лишь только потому, что это была первая книга Лукьяненко, которую я читаю в этом году. Так как все произведения прочитаны и свежи в памяти. Второй же причиной было то, что мне еще предстоит узнать, как же разовьет Доктор тот задел, который оставлен в «Черновике». Видя небольшой размер книги, я ждал яркости в каждом предложении. Правда, мой пыл слегка угас. Да написано четко. Ритм, который в свое время меня и привлек к Сергею Васильевичу, присутствует. Линия рассуждений так же есть. Но что-то было не так. Я привык уже к словечкам сексуального содержания, яркости они добавляют. Но не в случае с «Чистовиком». Здесь они были не уместны. Стоит так же отметить несколько «странностей» в тексте. Например, на странице 77 есть такая вот фраза:
Решетка и впрямь была, только невидимая. Точнее не веревка, а «поводок». Странное превращение решетки в веревку. Но, зная, как писалось произведение, это не удивительно. А связано это с тем, что торопился автор. Просьбы сыпались со всех сторон. Когда? Вы уже начали? О, уже середина, а когда допишите? Поверьте, это неприятно. Даже для известного человека. И вот это «не так» оказался язык повествования, а так же не совсем присущий Лукьяненко ведение сюжета. До середины книги я впал в такое неприятное состояние. Куда делся красивый язык? Остались лишь колкости и ирония в словах. Подобного языкового стиля я начитался в Сети в свое время. Первые главы были предоставлены публике в ЖЖ. Возможно, данный ход связан именно с этим. Я все сидел и читал-читал, а про себя думал, неужели так пойдет и дальше, неужели Сергей Васильевич позволит поглотить себя этим новомодным течением «легкого» языка. Я перевалил за середину. И тут почувствовал, что-то меняется. Это чувство сравнимое с влажным ветром от моря в пустыне. Данная смена произошла после того, как Кирилл оказался на Земле – 16. Да, все еще немного развалистое повествование, но уже что-то. В последствии чувствовалось, Доктор возвращается в круги своя. Вот он - Лукьяненко. Единственное, что не пропало, из того, что меня угнетало, так это то, что вся смысловая структура, и строение размышлений лежит на поверхности. Как мне кажется, связанное это с тем, что Лукьяненко хотел донести свои слова большей аудитории, и не просто донести, а чтобы его поняли. Когда начинается повествование о Земле – 16. А точнее о библиотеке, и еще раньше, уже вполне понятно, что это возможное будущее родной планеты Кирилла. Но зачем-то, Сергей Васильевич указывает на это прямым текстом. Таких примеров много. Так же определенные ходы, например касание пальцем не высохшей еще краски, а впоследствии и бросок в рисунок ножа. Все это символизм, понятный, думаю, многим, но Доктор опять же указывает на это. В этом я понимаю Сергея Васильевича, догадываюсь, зачем он это делает. Надеюсь в последующих книгах, Доктор найдет золотую середину между «поверхностью и глубиной».
Концовка - одно из самых сильных мест в романе. Но и в ней нашлось к чему придраться, я говорю о «символической битве». Есть что-то от «Осенних визитов». Одно из тех произведений, которые я не принимаю своей сущностью.
Кирилл сделал свой выбор. Это было его право. Он больше не функционал, не куратор, он просто человек, человек своего мира.
В этой теме, я видел высказывание о том, что после того, как Кирилл будет стоять перед выбором, он опять станет функционалом – это не так. Странно, почему возник такой вопрос, ответы лежат на поверхности. После того, как Котя спросил у Кирилла - «Как это у тебя вышло?», он ответил ему: «У каждого своя судьба». Дальше идут слова, которые подводят к главному. Функционалами становиться люди, которые могут изменить судьбу человечества. Таких людей «стирают» из мира, дабы они не мешали функционалам, а просто стали частью их системы. Сила функционала в том, что он действует так, как он этого делать не должен – «противоестественность». Они сильны из-за того, что живут не своей жизнью. Когда Кирилл искал «главного функционала» он стоял перед выбором, но перед выбором не Своей жизни, а чужой. И когда, в конце произведения, он встал перед выбором, жизни функционала и та жизнь, из которой его выдернули, он выбрал Свою жизнь, жизнь, которую пытались стереть. Как только он сделал этот выбор, силы исчезли, так как он встал на тот путь, по которому ему суждено было идти, нет «противоестественности», а значит, и нет силы функционала. Смысл в том, что Кирилл должен сделать что-то, что изменит нас в лучшую сторону. Он еще не знает что, не зря на вопрос - И что ты должен совершить? – он ответил – Не знаю, честное слово. На этом фантастика заканчивается, начинается реальность, которая явно описана на странице 350.
«Я больше не творю чудеса. Я никогда не смогу изменить мир. Но я могу отстоять свое последнее право <…> право быть собой».
«Чистовик» – книга, которая может быть прочитана и забыта. Книга, которая может называться неудачной. Но если взять ее в целом, то создается полная картина, которая отвечает на большинство поставленных вопросов в «Черновике». Достойное продолжение книги, которая, возможно, и написана «легким» языком. Но таковы правила сегодняшнего мира. Если бы такого языка и построения не было, не был бы Лукьяненко популярен среди молодежи. Не было бы больших тиражей. Но уважать этого автора нужно лишь за то, что, играя по правилам современного мира, он закладывает в свои книги не поверхностные проблемы, а действительно размышления, заставляя задуматься, а все ли правильно?
Я смотрел на эту книгу с двух позиций – первая, взгляд через литературу в целом. Вторая же заключалась в том, что стоит понимать, прозападное течение сильно исказило нашу культуру, надо отдать должное автору за то, что он может писать книги, которые несут не только экшен, но и мысли.
По меркам литературы в целом 5/10
С учетом современного влияния 9,5/10
Общая оценка 8/10 – скорее именно ее и поставит МФ, во всяком случае, мне так кажется.
__________________
Мы обманываемся видимостью правильного
Стремление к совершенству...
Homo homini lupus est
|