Прочитала "Конформиста" Альберто Моравиа. Что и спровоцировало поток нижеследующих мыслей - ассоциаций.
Тяга быть "как все" не угаснет никогда. Какая бы повальная мода на "яркую индивидуальность", "раскрытие себя как личности", "умение принимать и любить себя таким, какой есть, поплевывая с высокой колокольни на общественное мнение" ни царила и какие бы условия ни диктовала. Все это - фикция, обман, трепотня, нечто искусственное и наносное.
В то время как стремление затеряться в толпе, ничем не выделяться, быть везде своим, не раздражать других и тем самым не возбуждать угрозу с их стороны, напротив, заложено в самой человеческой сути, где-то на уровне пресловутого инстинкта самосохранения. Доводилось мне слышать любопытное мнение, что этим и объясняется... страх публичных выступлений. Покидать стаю и противопоставлять себя ей всегда неудобно, это выход из зоны комфорта, это риск, против воли срабатывает сигнал "опасность".
С точки зрения вульгарного дарвинизма очень и очень логично: белых ворон толпа уничтожает, тут волей-неволей приходится либо мимикрировать сразу и полностью, либо идти на какие-то компромиссы. Скажем, чем-то отличаться, где-то настоять на своем, но главные общественные ожидания все же оправдывать. Например, мало какая женщина радостно согласится, ну допустим, на всю жизнь остаться незамужней. Хотя это весьма эффективный способ выделиться и бросить вызов общественному мнению в лице докучливых коллег, прилипчивых родственников и бабушек-соседок, не будучи ни лауреатом Нобелевской премии, ни идеологом какого-то движения, ни даже бизнесменшей средней руки. Нет, слишком велик прессинг, лучше выделяться по любому другому признаку, но от главных атрибутов "нормальной полноценной женщины" не отказываться.
И уж совсем единицы даже в самый дурной и бескомпромиссный период додумаются не просто носить куртку с заклепками, высказывать свое "фи" обывателям и рассуждать на тему "как все достало", а бросить учебу/ порвать диплом и уйти бродяжничать. Слишком радикальный вызов ненавистной "системе". Лучше уж полумеры, чтобы и вроде как отличаться от других, но ничем существенным при этом не рисковать, иметь этакую подушку безопасности на все случаи жизни.
Итак, для меня "Конформист" - это книга совсем даже не о фашизме. Исторический фон казался именно что фоном, декорациями. Потому как главные конфликты лежат вовсе не в военно-реалистической, а в экзистенциальной плоскости. Недаром у меня по мере стремительного продвижения по тексту то и дело возникали параллели с сюжетами Жан-Поля Сартра и - в меньшей степени - Альбера Камю.
Если первая часть книги еще сподвигала рассуждать о правдоподобности-неправдоподобности ситуаций, то позже, после встречи с профессором Квадри и его женой Линой, все встало на свои места. Здесь и "За закрытыми дверями" (треугольник Марчелло - Лина - Джулия, в котором каждая сторона одновременно является и чьей-то жертвой, и чьим-то палачом), и "Мертвые без погребения" (возможность выбора на поверку оказывается иллюзией, а убийство - бессмысленным и в политическом плане, и в личном) и - отчасти - "Посторонний".
Как много экзистенциалистских мотивов: заведомая обреченность всего и вся, подчиненность некоему слепому року, одиночество, замкнутый круг, пограничные состояния...
Марчелло Клеричи гнался за миражом, всеми силами стараясь отделаться от некоей печати ненормальности, которую обнаружил у себя еще в детстве: не самая лучшая наследственность, вспышки детской жестокости (эх, его бы в наши дни; многие особо рьяные современные мамочки быстро объяснили бы, что убивать ящериц и кошек - абсолютно рядовое, приемлемое явление и вообще, "мальчику нужно познавать мир!"), попытки доказать мужественность и правильность измывающимся сверстникам, попытка насилия со стороны взрослого мужчины... И самая страшная тайна героя - убийство несостоявшегося совратителя. Именно от нее он будет пытаться бежать до самой собственной смерти.
Первый шаг - вступление в избранную большинством партию и женитьба на хорошенькой, но ограниченной мещаночке Джулии, еще объясним. Это - стремление обзавестись той самой внешней атрибутикой благополучия, вписаться в общество. Правда, та, что казалась на первых страницах самой непосредственностью, наивностью и незамутненностью, еще преподнесет своему избраннику ни один сюрприз. Свои грязненькие тайны есть и Джулии, а ее мотивация мало чем отличается от мотивации жениха. Джулия для Марчелло - живое подтверждение его нормальности, а Марчелло для Джулии - способ прикрыть кое-какие грешки молодости и тоже зажить новой, во всех отношениях благополучной жизнью.
Возможно, она вполне искренна, когда заверяет мужа в своей любви, но все равно создается впечатление, что ей ценен не Клеричи сам по себе, а Клеричи + те статусные дивиденды, которые он ей обеспечивает. Пусть невеликие, зато стабильные и котируемые такими же домохозяйками. Возможно, во мне говорит некоторый максимализм, но после сцены объяснения молодоженов в поезде у меня возникла уверенность, что, люби его Джулия на самом деле, то призналась бы во всем до свадьбы, а не после. Тем самым предоставив возможность выбирать из двух вариантов: либо отказаться от брака с ней, либо сразу принять ее такой, какая она есть. А не ставить перед фактом и манипулировать в духе "твое прощение или мое самоубийство".
Но вот второй шаг Марчелло... Смыть позор убийства соучастием в новом убийстве, принеся тем самым жертву движению "как все"? Сомнительная идея, с какой стороны ни глянь. Потому как, по логике, затруднительно отмыться от застарелой грязи, прыгнув в ванну со свежей грязью. Ну да ладно, ибо логика может быть разная.
Почему-то другие читатели в своих отзывах как-то вскользь упоминают профессора Эдмундо Квадри и Лину. Странно. Описание их гибели - одно из самых пронзительных, страшных и художественных. Последний поступок женщины почему-то заставил вспомнить... Клару Петаччи. Не исключаю, что автор добавил эту деталь, намеренно держа в голове сей образ и намеренно пытаясь подчеркнуть некое сходство. Сходство при всех различиях. Как Клара попыталась прикрыть собой от пуль возлюбленного дуче, так и Лина прикрыла своим телом мужа-антифашиста... Определенно, это ненормальное явление, так как не имеет ничего общего со здоровым эгоизмом. И сама Лина со своей открытой бисексуальностью, открытым браком и перепадами настроения - тоже ненормальное явление.
Нормальное явление, с точки зрения большинства, - это Джулия. Которая тоже много чего успела попробовать и испытать, но тайком и вовремя "прикрывшись". Нормальный человек эгоистичен, толстокож и всегда знает, как исправить свои ошибки. Не важно, с по мощью дани условностям, церковного покаяния или того и другого сразу.
Впрочем, у семейства Клеричи все идет своим чередом. И они тоже заканчивают свою жизнь в машине и под пулями. Как и чета Квадри. Круг замкнулся. Туда всем и дорога, и соответствующим, и не соответствующим.
Итог: очень сильное произведение. Однозначно, знакомство с творчеством Альберто Моравиа продолжу.
__________________
Dum Spiro Spero.
Последний раз редактировалось AnneLinn; 28.06.2015 в 18:45.
|