А теперь приду я и все испорчу))
Складывается впечатление, что автор писал не рассказ, а заделку под повесть с центральной проблематикой поиска жизненного пути. Почему, на мой взгляд, оно не сыграло в рассказе: потому что в результате Уалап ни с чем в себе не боролся. В предложенном рассказом объеме он не «перевоплотился» в акулу, а просто принял ее облик. Слишком неравноценны смысловые части, чтобы почувствовать, что Уалап стал акулой, «мыслит» и чувствует, как она. 9/10 текста все-таки говорит о том, как он хочет достичь человеческой цели. Он хотел стать колдуном, чтобы получить Аико - а финальная сцена подразумевает, что он (акула) уже может (и хочет!) большего. Потому и не очень понятно, в чем вообще выбор: хотел женщину - получил женщину. А вот если бы он, будучи акулой и видя человека в лодке, не понял, что это он сам, - в этом выборе был бы смысл. Подчиниться инстинктам - стать акулой и тем самым уничтожить в себе человека, чтобы жил тот человек. Побороть инстинкт - стать колдуном, но всю жизнь бороться с желанием бездумно двигаться и питаться.
(Кстати, сюжетно рассказ напомнил эпизод из «Руслана и Людмилы» - историю финна, жаждущего любви красавицы, которая была холодна, ставшего ради нее героем, затем колдуном, опутавшим ее чарами - а получив ее через 40 лет трудов, увидел перед собой старуху. Вот хороший был ход у Пушкина)) А здесь выверта как-то не получилось.)
Интересна задумка со столкновением пространства-времени, которое подвластно колдуну (по крайней мере, постигаемо им) - но убедительности ей не хватает. Непонятно, почему Уалап изначально начал винить во всех своих бедах отца Аико, почему думал, что тот может управлять акулами. И какое значение имеет изначально упоминающаяся в рассказе ненависть к акулам самого Уалапа? Понятно, что его путь - избавление от страстей, а самые сильные - любовь и ненависть, но ведь в результате описана ненависть не к акулам, а к колдуну!
И еще такой момент: если Уалап хочет побороть колдуна, значит, он идет по его стопам. То есть отец Аико должен был когда-то «учиться на колдуна» так же, как это делал Уалап. А чего ж тогда он живет в племени, имеет семью - и при этом является колдуном? Тогда, по логике вещей, подразумевается, что Уалап-человек в финале сливается с Уалапом-акулой - и получается какой-то третий пространственно-временной континуум, который доступен только восприятию этих самых колдунов… Это жесть какая-то ведь, да?
Ну, и фон. Во-первых, его много (на повесть), во-вторых, он (именно поэтому) ни к чему не привязан. Даже самое начало - роскошное! - не играет в сюжетно-идейном плане вообще, только настраивает на мифологическое восприятие героем мира. Это, конечно, немало, но это ж, блин, начало - оно обязано выстрелить дуплетом!
__________________
...звыняйте ежели чо (Демьян)
ну это вообще уже не моветон даже, а самый настоящий пердимонокль (Dr.Watson)
|