Когда реальность страшнее фантастики
Душераздирающий рассказ. Вряд ли другое слово лучше передась гамму моих эмоций от его прочтения.
Тема безысходности российской глубинки передана с такой бескомпромиссной реалистичностью и документизмом, что мороз пробирает по коже.
Наверное двере трети рассказа я пытался себя ущипнуть и перепроверить - а действительно ли я зашел на конкурс фанатастики?! Ничего фантастического в тексте упорно не находилось...
Когда же фантастическое таки нашлось - ужас лишь усилился, потому что стало предельно ясно: из этой жуткой безысходности нет реального выхода - только фанатастический!
И эту мысль автор передает заправски, прямо таки с бескомпромиссностью скальпеля хирурга (или даже патологанатома).
На этом фоне я совершенно затрудняюсь ответить на вопрос отнести рассказ к категории "Быть" или "Не быть".
Определить это так же трудно, как невозможно решить - считать ли хэппиэндом концовку наподобие: "Все умерли - тем и счастливы!.."
Сюжет рассказа немного вяловат. Но это вполне логично, так как какой-то экшен и бешеная динамика явно бы пошли вразрез с заунывной размереренностью провинциальной жизни.
Герои пребывают некоем безвременьи, когда пол-расскзаать и не понять - это темное прошлое, грусное настоящее или мрачное постапокалиптичепское будущее.
Автору, как мне показалось, удалось и сохранить как это ощущение мертвящей заторможенности, где все уже 100 раз было и 100 раз повторится снова, и при этом насытить текст большим количесвом важной для понимания информации: описаний, биографических справок, мотивов, флэшбеков и т.п.
Герои на этом безжизнненом, как засушенный 100 лет тому назад гербарий, фоне, как ни странно, крайне живы и реалистичны!
Причем все - от главных геров до последний статистов. Словно листаешь документальные фото деревенских типов 19 века.
Герои полны эмоций и страстей, что еще сильнее контрастирует с этой твердокаменной окружающей действительностью. Они бьются об эту действительность пряом как птицы в клетке. И примерно с таким же исходом...
Огорчает то, что как такового выбора у героев нет. Драма существования для них разрешает вполне в духе экзистенциализма: когда у тебя нет свободы изменить обстоятельства, последняя остающавшаяся свобода - изменить свое отношение к остоятельствам. Похоже, это единственный выбор, оставшийся героям.
Никакой атмосферы хоррора или нуара в расскаже и в помине нет.
Все ужасно и так своим предельным гиперреализмом. Словно в сцене Рогожина, сидящего над трупом Настасьи Филипповны.
Ужасно настолько, что появление в конце фанатстический твари, вылезшей из трупа, вместо ужаса вызывает вздох облегчения. Ну наконец-то! Уставший от кошмаров реальности разум радуется вдруг подвернувшейся возможности ускользнуть в лазейку вымышленного...
К языку рассказа у меня нет никаких претензий. Легкое льющееся повествование с меткими определениями и деталями прекрасно воспринимается и передает заложенную автором суть.
Из минусов - много глупых опечаток, особенно во второй части. Стоило бы вычитать текст еще раз, не надеясь на Word.
И главный минус, конечно же, название. Оно совершенно не передает суть рассказа и настраивает изначально на какой-то ернический водевиль. А вместо этого потом получаешь промеж глаз топором гиперреализма. Дезориентация.
В общем вижу перед собой на удивление сильный, реалистичный, хотя и предельно мрачный рассказ, словно бы по случайности оказавшийся на конкурсе фантастики. Его даже как-то сложновато судить - он сам кого хочешь осудит...
|