Показать сообщение отдельно
  #54  
Старый 24.03.2015, 18:45
Аватар для Род Велич
Мастер слова
 
Регистрация: 15.03.2015
Сообщений: 1,997
Репутация: 210 [+/-]
Ктулху Все плохо...

Долго не знал, как написать этот отзыв поприличнее (и возможно ли это вообще), но в итоге все же собрался. Итак...

Тема: Героический эпос. Вначале, судя по именам, я думал, что будет нечто древнегреческое. Потом мне показалось, что вырисовывается нечто похоже на сагу о Беовульфе. Потом стало ясно, что Беовульф тоже не сложился, и осталось ощущение некого полуабстрактного героического фэтези, с мотивами древнегреческой, скандинавской, кельтской и совсем уж абстракной мифологии.
Кажется, о самопожертвовании. Если я правильно понял.
Вот чего тут было предостаточно, это экзитенциального выбора, и выбор этот был сделан в пользу "Не быть". Об адекватности и обоснованности этого выбора - разговор отдельный (как верно заметил автор: "Каждый имеет право на безумие перед смертью").
Полное соответствие теме конкурса это, на мой взгляд, единственное достоинство данного текста.

Сюжет: Как ни странно, он был!
Кратко структуру сюжета я понял так:
Жил-был Герой. У него был Выбор: гордо умереть и спасти других или трусливо бежать и спасти свою жизнь. Он выбрал гордо погибнуть. И погиб. Все довольны. Занавес.
Почему он сделал именно этот выбор - для меня загадка.
Неадекватные действия и диалоги главных героев - Агатокла и его Судьбы - мне это мало проясняют.

Композиция: Оу! Она тоже присутствует!
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка - все на месте!
Экспозиция, пожалуй, слишком затянута и мало относится к последующему сюжету, но ее вполне хватило, чтобы понять, что ГГ - неадекватный детина, не стоит пытаться его понять и от него можно ожидать чего угодно!

Герои: ГГ по сути двое - Агатокл и его Судьба.
Все остальные герои совершенно проходные, невызительные и невнятные - зачем за них отдавать жизнь я так и не понял, но ок! Каждая жизнь важна - хоть убийцы, хоть нищего, хоть порнаи (хотя сам ГГ поначалу, похоже, так не думает).
Я в общем-то тоже за гуманизм!
(только, по возможности, без членовредительства)
Агатокл и Судьба - представляют собой идеальную крепкую пару.
Это как раз тот самый случай, когда "не ищи нормального, найди такого же сумасшедшего, как и ты"!
В этом смысле они идеально походят друг другу:
- безрассудный, испульсивный, склонный к немотивированным поступкам Агатокл (то он боится, то кидается ложками, то он не боится ничего, даже верной смерти, то он плачет от безысходности, то он требует народной памяти в веках).
- и его Судьба - истеричная, переменчивая, абсолюнто нелогичная стерва (которая то стыдит своего суженого трусостью и подбивает на безнадежное дело, а потом вдруг сама этого пугается и начинает отговаривать! эх, бабы-дуры! волос долгий, ум короткий, прическа сложносочиненная )
В общем я рад за них, что они были и остались вместе даже после смерти - идеальные пары редко встречаются в литературе - в каком-то смысле я расцениваю это как хэппи-энд!

Антагонист - хтоническое чудовище, как и полагается порождению Хаоса, ужасно, смутно и непонятно. И хотя у него то морда, то лицо - но разобрать, разумное это существо или тупой безмозглый зверь - совершенно невозможно. Порождения Хаоса - они такие!

Атмосфера: Отсутствует как таковая.
Нуар, хоррор, напряженный экшен - это все не про это.
Единственное, что мне кажется наиболее близким - атмосфера школьного "капустника"! Подурачились и все довольны!

Язык: Наверное, самая страшная сторона этого текста - это непередаваемый авторский стиль и язык.
Чувствуется, что автор пытался подражать и древнему эпосу (с его архаизмами и высокопарными оборотами), и российскому молодежному телесериалу (с его пустыми, бессмысленными диалогами). А местами вообще выскакивают какие-то дикие просторечности (вроде "проклятая змеюка" или "животинка заржала"), которые очень забавно контрастируют с "высоким штилем" в соседнем предложении.
Почитав этот текст, я понял, почему мэтры советуют начинающим авторам: пишите максимально простым языком, авторский стиль сам сложится со временем.
Потому что неумелые попытки "завернуть метафору покруче" ничего кроме искреннего смеха не вызывают (к сожалению, похоже, в тех местах, где автор такого эффекта не добивался)))

Недочеты/ошибки:
Боюсь, что если я начну перечислять ВСЕ ошибки и несуразности этого рассказа, то мне придется потратить несколько дней и написать объем текста больший, чем сам рассказ.
Поэтому я решил ограничиться разбором одной главы. Думаю, первую уже кто-то разбирал, поэтому возьму, к примеру, Главу III:

1. "Никогда в жизни герой не взывал так к своей Судьбе. И она явилась – с первыми сумерками, когда он, потеряв всякую надежду, поедал куриную ножку, которую принёс ему младший из братьев."
Т.е. с одной стороны ГГ страдает и как никогда взывает к силам Судьбы по вопросу жизни и смерти. С другой - как ни в чем не бывало курью ножку трескает! Я завидую его аппетиту и крепости нервной системы!

2. "Танец единственной в комнате свечки золотил её полупрозрачную кожу, но с тусклым взглядом ничего не смог поделать."
Я себе представил свечку, танцующую в пустой комнате, - выглядит жутковато. Полтергейст, видать?!
Хотя, может, имелось в виду, что по комнате танцевали отблески пламени свечки?!
И что может поделать танец с тусклым взглядом?!

3. "Одному Небу ведано..."
Может все же - ведомо?!

4. "Чтобы предать гостеприимство этих людей?!"
Предать гостеприимство - это как?!
Гостеприимство можно отвергунть или не оценить, но предать?!..
И вообще, по сути ситуации: они же его уже приняли! Или раз переночевал, так теперь обязан жизнь отдать в знак благодарности?!

5. "...с такой обречённой твёрдостью в голосе..."
Первый раз встречаю такое сочетание обреченная твердость, честно!
+1 в карму за развитие образности русского языка!

6. "Агатокл сел на спальник..."
Это эпический герой или бойскаут?! У него все с собой - и миска, и казанок для варки змей! Может, еще есть рюкзак, сменные носки и каремат?!
И вообще, чего он в спальнике спит, а не в кровати?! Его ж вроде в гости пригласили?! Предал гостеприимство?!

7. "Неожиданная мысль заставила его поднять голову."
Прямо так пришла и заставила?! А без мысли его голова никак не поднимается?!

8. Диалог:
"– Но что насчёт того предсказания? Что я должен прибыть сюда вчера, или, на крайний случай, сегодня?
– Возможно, это урок того, что ты не непобедим.
"
А в чем урок, сестра?! Вчера ты мне одно говорила, сегодня - другое!
Едиственный урок, который я бы отсюда вынес, что у этой Судьбы - семь пятниц на неделе, и к ее словами надо относиться поосторожнее!

9. "...взревела Судьба, и от звука её несуществующего голоса в комнате ненамного, но ощутимо похолодело..."
Это определенно один из главных перлов этого текста!
Т.е.: а) Судьба ревет (видимо издает громкий звук голосом).
Но: б) ее голос не существует (чем она тогда ревет?!).
И наконец: в) этот несуществующий звук производит температурные изменения в комнате ("ненамного, но ощутимо" - фух! если бы намного, ГГ замерз бы, наверное)))
И вообще, я заметил, любит автор в тексте такие обороты "ненамного, но ощутимо", "заметно, но не сильно" - сразу видно очень взвешенный подход! ;)


10. "Агатокл, мой Агатокл, неужто ты всерьёз воспринял то, что я тебе наговорила в горячке ссоры?"
И это Судьба говорит!!! Так оно вчера шутила, оказывается??? Вот уж воистину судьба-истеричка - это наказание богов!

11. "обнимая его полуосязаемыми, как ветер через шёлк, руками"
У меня нет слов, чтобы передать всю глубину моих ощущений от этой чудесной метафоры!

12. "И Судьба заговорила, но так тихо, что приходилось отодвигать весь остальной мир куда-то на задворки, дабы не только услышать этот воздушный шёпот, но и вникнуть в его смысл."
а) Если у нее голос несуществующий, то по идее все равно как она говорит - громко или тихо, герой должен ее слышать.
б) Зачем отодвигать мир, чтобы что-то услышать?! И уж тем более зачем его совсем уже на задворки отодвигать?!
в) Если слова уже услышаны, то отодвигание мира врядли поможет вникнуть в смысл, для этого мозги нужны!

13. "Некоторые треснули, но это неважно."
Если это неважно, то зачем вообще упоминать, что они треснули?!

14. "Я укрою тебя от носа и ушей этой твари..."
Может все же от слуха и чутья? И вообще, как от слуха можно укрыть?!

15. "Голова болезненно пустовала."
Эта фраза очень выпукло передает мои впечатления от прочтения данного рассказа! Я бы вообще вынес ее в эпигаф!

16. "Лучина в руке старшего из братьев рисовала немыслимые тени на их посеревших лицах..."
То же, что и с танцующей свечкой! Лучина может рисовать тени только в одном случае - если ее задуть и сажей на горелом конце нарисовать кому-то тени под глазами 8-)

17. "...братья две вечности расчищали выход..."
Два брата - две бесконечности! А одной вечности им на двоих, видимо, не хватило?!
Бесконечность + бесконечность = бесконечность (из справочника по мат.анализу)

18. "Агатокл прятал от них взгляд и весь чесался как шелудивый..."
Вот он - облик настоящего эпического героя!
О, боги! В благословенный час я вознес длань к Небу и почесал чело, яко шелудивый, ибо сие начертала мне Судьбя моя!..

19. "Агатокл поймал себя на мысли, что не запомнил внешности ни одного из братьев. Да кто они вообще для него?!"
Вообще-то чувак идет на минуточку геройски погибать ради спасения их жизней! Хотя, и правда, а кто они вообще для него, чтоб за них погибать?! %)

20. "Небо хмурился, затаив на Землю какие-то свои обиды, и в облаках его плохого настроения тонули звёзды..."
Какова моща образа! Каков слог!!!
Небо тут мужского рода - ибо бог-отец?!
Чехов с Толстым переворачиваются гробах от зависти!

21. "...в противоестественной тишине..."
А что в тишине противоестественного?!
Это ж вроде не посреди грозы происходит? И не рядом с водопадом?!

22. "...Агатокл в своих доспехах звучал точно оркестр пьяных сатиров..."
Вообще, еще нигде не слышал, чтобы сатиры образовывали оркестры! %)
В любом случае, лязг доспехов лично у меня никак не ассоциируется с заунывным звуком флейт, на которых обычно играли сатиры (даже если их там был целый оркестр!)))

23. "Его лошадь паслась возле повалившихся ворот в деревню с гостеприимной табличкой «Отдохни у нас, путник!»..."
С трудом себе могу представить деревню из гревнегреческого эпоса, куда ведут ворота с набписью «Отдохни у нас, путник!»
Может это из жизни современной туристической Греции?!
В любом случае, а что в этой табличке такого важного, что ее надо упоминать аж 2 раза в небольшом рассказе?! Мож, я чего не уловил?! %)

24. "...животинка радостно заржала..."
Идиллия! Эпическая пастораль маслом!
Интересно, сколько раз Гомер употребляет слово животинка в своих бессмертных эпосах?! И змеюку, кстати, тоже!
Лакаоон и сыновья обвитые змеюкой - классика жанра!

25. "...От этого в животе что-то пошло кругом..."
Можно, я не буду это комментировать?!
Вообще-то, у нормальных людей обычно кругом идет голова, или в голове. Но на эпических героев эти плебейские принципы явно не распространяются. Конечно, если натрескаться змеиного мяса, то в животе еще и не такое может произойти!.. )))

26. "...захваченная диким ужасом, рванула восвояси..."
Вообще-то, обычно ужас охватывает, а не захватывает.
И восвояси, как правило, уходят тихо и мирно, а в ужасе - рвут куда глаза глядят!

27. "Он пытался изучить тварь перед неминуемой гибелью..."
Ну да! Перед лицом смертельной опасности на ГГ вдруг снизошел внезапный приступ любознательности! Я уже писал, что ГГ какой-то неадекватный?! ;)

28. "...взгляд его мог зацепиться только за налитые синевой буркалы..."
Пойду я отсюда, наверное... Пока по буркалам не получил...
Еще есть хорошее слово - зенки! Рекомендую! Как раз для эпоса!

29. "Их взгляды встретились – бездумные, ожидающие друг от друга чего-то..."
И, правда, чего им друг от друга ожидать в такой ситуации?! Как-то бездумно все вышло...

30. "Но во взгляде неведомой твари герой увидал проблески того, что он понял, лишь когда она взвалила жертву себе на плечо и убежала, оставив его наедине с дорогой, ведущей прочь из деревни..."
Предложение какое-то слишком сложносочиненное, как прическа Судьбы...

31. "Мерзавец принял смертельный яд, когда осознал, что поражение неизбежно..."
Хорош разбойник, враг еще и меча не обнажил, а он уже понял, что поражение неизбежно и отравился со страху)))

32. "...и, обратив взор ввысь, прокричать самую страшную клятву в своей жизни..."
А что ж он там програчал-то такого страшного?! Публика желает знать, но не понимает!
Тем более, что Папик с неба тут же под ней пописался яркой вспышкой! Видать, что-то важное?! Где инфа?

33. "...вспышка озарила эту ночь с грохотом тысячи колесниц..."
Так все-таки озарила (светом) или оглушила (грохотом)?! Ничего, что визуальный канал переплелся с аудиальным?! ;)

Фух! Конец Главы III! И Богу слава!

Резюме:
Спасибо автору за хорошее настроение!
Если он где-то будет писать сценарий для КВН, я, пожалуй, пришел бы посмотреть)))
Надеюсь модераторы отнесутся с пониманием, что я прошелся лишь по ошибкам одной главы и засчитают мне этот отзыв!

Последний раз редактировалось Род Велич; 24.03.2015 в 19:28.
Ответить с цитированием