Показать сообщение отдельно
  #11  
Старый 02.03.2015, 20:10
Аватар для Junky
Местный
 
Регистрация: 09.01.2015
Сообщений: 204
Репутация: 5 [+/-]
Доброго Вам здравия, CiaraLeon! К Вам пожаловала Круговая порука. Говорить она будет откровенно и непредвзято, так что спасайся кто может! заранее прошу прощения, если испорчу настроение

Скрытый текст - О человеках и человечиках:
Названием «Гомункул» Вы отсылаете читателя к средневековой мифологии. Звучит парадоксально, но иначе истории о человечках из спермы, взрощенных в пробирках при нагревании, или о напоенных кровью с молоком корнях мандрагоры - иначе такие истории, нежели как миф, воспринять вряд ли можно Несмотря на свою набожность, средневековый человек не меньше, чем современный, мечтал стать Творцом, и его мечты воплощались в таких вот псевдонаучных изысканиях.
Логично предположить, что в рассказе мы прочтем историю, в которой речь в прямом или переносном смысле пойдет о создании и создателе со всеми их непростыми взаимоотношениями и вытекающими последствиями. Однако ничего подобного Вы не делаете Нет, гомункул вроде бы имеется, но скорее как мистическая сила, высасывающая из человека жизнь. В случае с дедом это происходит буквально:
Цитата:
Его нашли за рабочим столом, искажённое ужасом лицо повёрнуто в сторону книжной полки, а на руке многочисленные укусы. Говорят, он походил на высушенную обескровленную мумию.
Дядю же, судя по состоянию тела, губит то ли сила физическая, то ли страх:
Цитата:
Дядю нашли под грудой книг — полка упала прям на него. Голова разбита. Левая рука как будто покусана насекомыми.
То есть при всем многообразии вариантов развития темы Вы сводите рассказ к истории о страхе перед потусторонним и непостижимым, владеющим нами, перед тем, чему мы не можем сопротивляться. Для того и введена в рассказ история о спиритическом сеансе, который проводил в детстве дядя. Сюда же подключаются и мелкие, человеческие страхи, такие как страх потерять работу, например. Выходит, не только потусторонний мир, но и реальность довольно-таки враждебна К тому же подтверждения мистическому происхождению смертей в рассказе как бы и нет: дед был стар, и его внешний вид мог быть обусловлен шибко преклонным возрастом, дядя в припадке ужаса вполне мог сам свалить эту полку, а укусы по воле автора подчеркнуто похожи на укусы насекомых. И смысл финала тогда вполне очевиден: несмотря на произошедшее, героиня не идет на поводу у страха, а едет выяснять правду о смерти своих родственников. Этот выбор важен в первую очередь потому, что в рассказе она проявляла себя как человек, склонный уходить от того, что кажется страшным и опасным (уговаривала дядю не ехать, потом - не ночевать в доме). Только вот насколько этот выбор правдоподобен с точки зрения характера героини? И что помешало сделать его правдоподобнее - просчёты в логике, эпистолярная форма или и то, и другое?

Оставим этот вопрос и перейдем к другому - огромному такому, с большой буквы «В». Если рассказ о страхе - зачем Вам, собственно, был нужен гомункул? Здесь вполне подошел бы любой мифологический (действительно мифологический!) персонаж из арсенала старухи Сииб. Зачем было привязывать рассказ к устойчивой метафоре новой жизни, если она вообще в истории не отразилась?
Скрытый текст - А ведь могла бы:
Дед-то человек одинокий, семьей практически забытый. Да и семья-то по чесноку довольно разобщённая: сплошные разъезды да переписки. Да и переписки - жуть!
Цитата:
Привет! Какой кошмар! Бедные твои друзья, и какое счастье, что с тобой ничего не случилось! Спасибо, что рассказал, я попробую отговорить девчонок. Надеюсь, ты не против, если я расскажу им твою историю?
У меня ужасная новость. Сразу после твоего вчерашнего письма папа получил извещение. Дедушка умер. От сердечного приступа. И всё, как ты написал: обескровленное тело, следы укусов. Они думают, это был какой-то зверь или насекомое. А мне в голову лезут одни вампиры. В этом, наверное, тоже виноват Джо Мо.
Убиться можно: она узнала о смерти деда, но в начале письма пишет о последствиях спиритического сеанса двадцатилетней давности! Ощущение абсолютного автоматизма действия - ответа на письмо по пунктам, как это было в первых письмах. Смерть деда становится одной из тем, наряду с трубчатой костью, которую неосмотрительно дали собаке. А темы этих чудных писем?
Цитата:
«дом писателя»
Трындец, как будто на экскурсию приехал!

Такие вот родственнички, да еще и недавняя смерть жены, ощущение приближения смерти… Самое время, чтобы задуматься о вечном или начать вступать в связь с потусторонним миром Или попытаться воскресить умершую жену. Или создать нового человечка, не чету бросившим его родственникам, которые даже летом его навестить не могут - и тот человечек потом этим родственникам мстит… Короче, вариантов уйма! Но Вы все проигнорировали


Ладно, это все несбывшиеся надежды - вернёмся к тому, что есть. В этом «что есть» тоже не все гладко. Например, возраст деда:
Цитата:
Надо навестить старика, ему осенью будет 99. Хоть один долгожитель в нашей семье. Я, к сожалению, даже не смог съездить на похороны бабули. Как он там, без неё?
Интересная картина: деду 99 лет, бабка умерла совсем недавно, но почему-то она долгожителем не считалась Но это фиг с ним, уже сказала, что семейка странная - но в 99 лет жить в собственном доме, в одиночестве, на острове Мэн!.. Вы так хотели красивую цифру нарисовать, что забыли о здравом смысле? Да деду и восьмидесяти бы за глаза хватило! При нашей жизни это вполне себе уже долгожитель. И ужасно не хватает мелких деталей, которые могли бы оживить эту серую и малоправдоподобную картину: кухарка, посыльный, приятель, который по четвергам играет с дедом в шахматы… Иначе кто его вообще нашёл, сколько он там должен был пролежать, чтобы его нашли?

Удивительна и причина, по которой дядя приезжает «расследовать» смерть деда:
Цитата:
Не могу не поехать, начальник грозится уволить, а денег на аренду квартиры уже нет.
Это, извините, бред Тут должны быть очень специфические отношения между начальником и подчинённым, чтобы начальник не вошёл в положение и не послал кого-нибудь другого. В личное желание Лукаса узнать, что случилось с дедушкой, поверилось бы куда больше. Ну, или в желание написать сенсационную статью о смерти писателя - в это даже лучше бы поверилось.
Кстати, местами (особенно сначала) раздражал стиль дяди - вычурно-книжный, как будто нарочито стилизованный под готическую новеллу Если он так же пишет рассказы, их действительно стоит «выкинуть или сжечь».

Но вот по поводу эпистолярной формы в целом - скорее понравилось, чем нет. Герои хоть и сероваты пока, но сеанс психоанализа проводить с ними уже не нужно - все на виду Стоило бы, наверное, получше стилизовать письма по имэйлы: не только дата, но и время отправки сообщения, в темах-ответах - «Re:», внизу - автоматическая подпись. Это, кстати, подчеркнет формализм общения, от которого можно потихоньку избавляться к кульминационному моменту (типа тема последних писем: «Re: Re: Re: Re:»)

Нашла радостно один ляп:
Цитата:
По поводу Дня рождения
С какого перепугу с большой буквы? Это типа официальный праздник, как День матери?

В общем, как-то так... малоутешительно Хотя сделать из этой истории нечто приличное вполне можно. Но в любом случае, даже сейчас рассказу не хватает финала - такого, который не расплывался бы на блюдечке подогретым холодцом. Тут надо либо со страхом как-то покончить, либо с равнодушием разобраться.


Всех благ Вам, не болейте,
живите долго и счастливо!
Mrs.Junky
__________________
Mr&Mrs Junky
Повелители Счётов
Сквозь звёзднии к терням
придем с ответным визитом.
Ответить с цитированием