Ну, может для кого здесь делается погода, судить не буду, но читал рассказ в своей средневековой эпостаси. И вот она, эпостась, этих степняков, прямо скажем, ненавидет. Каждый год , как начнется страда, мы с опаской смотрим за реку, ждем степного вора. Идет он одвуконь через степь, как пиратский шлюп через море. Плывет-скачет, ищет слабые места в линии, обойти жаждет. Прорвется - схватит мужика в поле и обратно уйдет. Мужик у них вместо валюты, везде котируется, хош продай- соболя старшей жене купишь, аль оставь, в хозяйстве пригодится. Батыр - бездельник, его дело охота и грабеж. Не война, степняк хоть и с саблей спит, но воюет редко, а именно грабеж. Вор у вора украл. Это хорошо, что в степи кровь льется, пусть, лишь бы нашу рязанскую украину не трогали.
Ранго многое помнит. Алчность, варварство номадов, жестокости их, веру их ложную, агарянское происхождение. А мы, честные сыны, дети Иафета и Бог нам землю завещал. Отец Чингисхана свою жену украл. Неудачливый муж в отмеску украл жену у Чингиза. Чингиз жену взял обратно с пузом и сына признал, Джебе назвал. От сего бастарда род Батыев пошел. Истинно говорю, от насилия насилие и пошло. Так что коли не углядел, то не взыщи, что не девочка уже, гордыню спрячь, ногайкой бабе ум вправь, дитя прими.
А что казахи? А грабили их все - и калмык, и узбек, что суть татар тот же самый, от слова жуткая дыра - Тартар, спаси Исус! И прибежали их Жузы под крыло простых мужиков, что не батыры, и не понимают радости грабежа. Но это уже совсем другая история.
Итого: сеттинг плюс за оригинальность, минус за прикрасы. Сюжет: плюс за облом героя, минус за то, что месть осталась за бортом. Очень на любителя. Гумилев во мне восхищается, Вернадский презрительно морщится, Ключевский смеётся. А Ранго - я из средних веков, своего мнения не имею, что царь скажет, то бояре и приготовят.
|