Отзыв от автора "Колировки"
- Предисловие
Мне сразу вспомнился старенький анекдот об игре в передаче Поле Чудес:
- Ты почему проиграл?
- Раскрутил барабан - закружилась голова. Угадал все буквы, не смог прочитать слово.
Так вот и я, к своему стыду, с первых же строк понял, что могу и не понять прочитанное. Причём по неведомой причине. Индивидуальная несовместимость? Быть может. Потому что конкретных претензий к рассказу нет: написано очень прилично, отдельные предложения так и вовсе замечательны, но в целом, понимание куда-то ускользало. Поэтому пришлось зайти на второй круг.
И тут уже всё стало ясным - я предпочитаю тексты, которые можно поглощать с высокой скоростью чтения, здесь же темп предельно низок.
-Введение
Первые же абзацы начинают меня путать и смущать. Приведу примеры:
Рассветная улица старого города оказалась темна и пустынна. В моей голове рассвет ассоциируется с чем-то светлым. А тут - тёмным. Потом начинаешь понимать, что старый город - это узкие улочки, чего-то нависает, отбрасывает тени. Там и днём может быть темно. В то же время что-то такое рассветная улица? Самая восточная улица города, которая встречает рассвет? Это название улицы? На улице происходит рассвет? А на других улицах рассвета, значит, нет? Ещё ниже читаешь про "рубиновое" солнце, да ещё и "комок", который ещё не набрал яркости. И есть тень космического корабля в форме блина, который наплывает с запада и заставляет гореть фонари ярче положенного утром. И я безнадёжно запутался в соотношении тень-корабль-запад-рубиновый комок, а тут ещё и всплыл вопрос - как вообще положено гореть фонарям утром?
Ровно так же я оказывался в ступоре при переходе от идеи проверить будильник (зачем? Как его можно вообще проверить? Для кого его нужно проверить?) к оглядыванию, т.е. мысль и действие вообще не связаны. Какое-то утрированное женское мышление(баг или фича?). В голове происходил ураган при соединении огромного космического корабля, повозок и тарахтящих авто одновременно. Как же это всё может сосуществовать?
Разумеется, описывая свои сложности в понимании, я не коим образом ни пытаюсь упрекнуть автора или рассказать как надо. У каждого текста есть свои правила, а в чужой монастырь со своим аршином не лезут.
- Содержимое
Скрытый текст - краткий пересказ: В старинном городе случилась беда. Судя по всему она связана с огромным кораблём. Пришельцы сверху наведываются вниз в качестве туристов, чем раздражают местных радикалов. Некоторые вообще решили прикрыть лавочки, мол, не будет от меня врагу ни яблочка, ни пучка петрушки. Нашу героиню, нерешительно придерживающую дверь, проверяющую будильники и кощунственно громко цокающую каблучками по булыжникам зовут Лиди. Ранним утром она сбегала к зелёнщику. Улицы пустые - автолюбители прячутся в гаражах и смазывают винтики мироздания в ожидании того, что пришельцы впустую побродят по обезлюдевшему городу, сделают селфи на фоне заколоченной лавки и улетят домой, хвастать перед как бы друзьями, которые я уверен вовсе не друзья, но так росли вместе, работают, живут под боком и вообще других нет, поэтому выпивают вместе, но несколько раздражённо.
Лиди - перфекционист. Это значит, если я, конечно, правильно написал слово, что девушка любит вещи совершенные, законченные и весьма требовательна к себе и другим. Например, петрушку она любит в розовых (каких?) каплях воды и жалеет, что сегодня с этим не повезло.
Радио героиня не любит, но в этом упрекнуть её трудно, потому что там транслируют одни речи Геббельса.
Похоже, их страна прогнулась под пришельцев. И пришельцы вовсе не ограничиваются простой прибавкой к налогам, а меняют образ жизни. За что мы их, конечно, никогда не простим. Мои арийские предки ковырялись в носу и я тоже буду ковыряться в носу!
В общем, героиня болтает с плачущей по своей женской природе кухаркой, знает, что кофейных зёрен нужно сорок три (что это означает?), а не семнадцать и у неё самой болит душа, но она держит чувства в кулаке. Героиню вызывает декан.
Ага! Вы думали что декан мужчина? Фигушки! Тут почти все женщины!
Итак, декан наш необычный - рыжий, породистый, ухоженный. Ну, и ещё главный на факультете "Эстетическое восприятие". И тут уже я не раздумывая встал на сторону почти любых пришельцев, кроме разве что помидоров-убийц и ёжиков из фильма про ёжиков. Что это за мир-то? Не, мы им вместо каналов рисовые чеки сделаем, монорельс проведём, возведём торговые центры с подземными парковками.
Но хватит о больном, декан разговаривает с Лиди. Мы узнаём, что как и положено декану такого необычного факультета, она буквально поражена перфекционизмом и всякими чувственными удовольствиями. Даже свет у неё газовый, а не электрический, покои особые - в орнаментах. Разговоры ведёт странные.
В общем, Лиди и декан только начинают болтать ни о чём, как кто-то тренькает зеркалом и перед ними появляется призрачное изображение первого в рассказе важного мужчины. Судя по одноразовому склонению деканской головы - это канцлер.
Они опять болтают совершенно ни о чём, но мы узнаём, что декан - её зовут Лота - птица важного полёта и без неё не могут полноценно пройти переговоры-капитуляция с пришельцами.
Декана эта необходимость раздражает и она поступает как взрослый адекватный человек - бросает трубку посреди разговора и заносит собеседника в чёрный список. Наверное, ещё и удалит из друзей в Одноклассниках и поставит "4-ку" фотографии канцлера на фоне красного ковра.
Опять вылезает неуклюжая кухарка. В прошлый раз она сбивалась в кофейных зёрнах, теперь играет в ножички с собственной ногой.
Лиди вполуха слушает трёп кухарки (мы уже заметили, что в городе все трепятся почём зря), разглядывает свежий выпуск Мурзилки Бёрдслея, вспоминает детство.
Кухарка включает радио. Так мы узнаём, что переговоры прошли успешно. Слабые прогнулись, сохранив чувство собственного достоинства, сильные хитренько улыбаются, шевелят усами пшеничного цвета и молчат с полуулыбкой на устах.
Очередная встреча с деканом и... до меня, наконец, доходит что такое будуар, почему из него звонят и чего Лиди всё время бегает. Она тоже слуга! Поэтому и разговаривает с кухаркой! Ей дают важное задание - принести яд из аптеки для хозяйки. Всё просто - раз вместо города теперь будет торговый центр с подземной парковкой, то жить и вовсе не зачем.
По пути туда и обратно мы тонем в лирично-больном восприятии Лиди, узнаём краем уха, что жителей обяжут носить телогрейки комбинезоны и это неизбежно поранит их тонкие, чувственные натуры.
Лиди тонко намекает декану, что всё поняла про яд. Декан тонко намекает служанке, что это не её собачье дело. Их прерывает звонок по скайпу. Появляется второй важный мужчина, на этот раз пришелец - человек и пароход адмирал. И снова наш декан всем необходим.
Пришелец предлагает декану заниматься тем же, чем и раньше. Но это слишком жёсткие требования для истинно тонкой натуры и она принимает яд за кадром.
Лиди понимает, что всё кончено, но надеется, что нет. Она уставилась на звоночек для слуг и... рассказ, наконец, закончился.
- Ощущения
Если абстрагироваться от того, что я ненавижу всех героев рассказа, за исключением плохих/злых/беспардонных/нечестивых/варварских и подлых пришельцев, то рассказ получился очень хорошим и трогательным. Он переполнен тоской, причём довольно знакомой. Той же тоской, которая мучит меня, когда я вижу, как мои любимые берёзки перед городским загсом пошли на сруб, а вместо них воздвигли уродливое металлическое денежное дерево. Той же - когда вместо пусть и аварийных дореволюционных домов появляются блестящие стеклом и хромом супермаркеты, похожие друг на друга как однояйцевые близнецы. Цивилизация приходит на смену культуре. Американская эскадра приплыла в самурайскую Японию и залпами вывела её из изоляции. Ты можешь сколько угодно закрываться от остального варварского мира, но это вовсе не значит, что мир закроется от тебя тоже.
Последний островок прошлого - хотя, какое там прошлое? Уж слишком он вычурный! - королевство эстетства сменяется прогрессивной цивилизацией. И тут уже не до глупостей дело, важны прибыли и общественная польза. А кому не нравится - что ж, у нас незаменимых нет.
Рассказ, конечно, вышел не для всех. Хороший, выстраданный рассказ, но всё равно не для всех (мне вот, например, экшен больше нравится). В нём слишком много описаний, чувств и достаточно простенький сюжет. Всё действо укладывается в одну цепочку - Вылез цыплёнок на свет, посмотрел на мир, скривился, харкнул мокротой и "залупился" обратно в яичко. Хотя да, антуражу надо определённо отдать должное. В этом смысле, рассказ предельно широк, но и невысок при этом. В целом, чтение оказалось любопытным и к бабке не ходи выйдет во второй тур, если не выше. Уж очень он отличается от конкурентов-соседей.
|