круговая порука
название дает противоположные ассоциации: что-то маленькое, простое, несложное - и острое, впивающееся, раздирающее. пойман на крючок - пойман намертво. «крючок» и в композиции: читатель движется к центру по окружности и «насаживается» на финал, который о событиях прошлого, но оно стало настоящим. возможно, все, что «спустя», вообще не существовало и было только мыслями о будущем (особенно при учете финала, где главными словами стали «сон» и «бред»). это и неважно, возвращения героя все равно не будет, его поглотил пожар войны, он крепко сидит на крючке воспоминаний.
герой вроде пытается вернуться (даже восстанавливается в институте), но он уже не из этого мира. он продолжает ходить в форме, не живет с родителями, от друзей отдалился. для Олеси от теперь «солдат», «другой», «восставший из мертвых». на окружающее смотрит с пренебрежением и усмешкой как на то, что не очень стоит его внимания. в жизни все перевернулось: парк теперь не место отдыха, а напоминание о страхах на войне. ужас на войне воспринимается как норма, в мирной обстановке он нестерпим.
видимо, долгое время герою удавалось не «сливаться» с войной. он научился отстраняться от смерти, воевал не с людьми, а с «крысами» и «номерами» - не смертоубийством занимался. мог жестоко убить - и ничего не почувствовать. перелом происходит, когда смерть настигает не врагов, не нелюдей, а своих, причем беспомощных. тогда становится понятно, что нелюди рядом с ними - и сам герой тоже не совсем человек, раз не возразил, не вступился, а молча смотрел. это и не дает ему покоя.
почему герой возвращается на войну? с одной стороны, потому что отвык от мирной жизни. "Просто не выживу, кого-нибудь пришибу, или просто сопьюсь. Я не могу спать, все время кажется, что вот сейчас шарахнет фугас и полезут крысы.» — в мирной обстановке от этого вынести не может.
с другой - его мучает совесть: "Не могу понять, стоят ли наши семь жизней тех четверых, или не стоят ни одной. И вроде живой я остался, даже не задело ни разу, но чем я лучше-то? Мы все одинаковые были, но вот они мертвы, а я живой.» — он чувствует, что должен этим ребятам, а отдать долг может только своей жизнью.
и тут сложность. можно ли считать причинами и то, и другое? слишком сильные оба, перекрывают друг друга. может, стоило подчеркнуть взаимосвязь, что на войне не было совестно, как не было страшно, а вернулся домой - и понял, что натворил. на войне другая мораль, а жить с этим грузом не может именно здесь.
что еще нехорошо: неровность в изображении «сторон».
"Олеся кивнула несколько раз, замолчала, стала оглядывать парк. Антон тоже молчал.» — в начале эпизода фокус был «внутри» Олеси, а тут сместился, хотя автор вроде бы хочет изобразить ее переживания.
кажется, автор немного боится Олеси - не очень стремится ее изображать. она больше работает как сюжетная пружина. некто, кто слушает Антона и задает ему нужные автору вопросы: не виноват ли только Зоркий, что стало с городом... ее горечь и драма остаются даже не за сценой - автор просто не дает им проявиться. получилась статистка, первая любовь и случайная женщина, а могла бы быть героиня.
|