Показать сообщение отдельно
  #97  
Старый 12.01.2015, 21:00
Аватар для Reistlin
Маг
 
Регистрация: 30.05.2012
Сообщений: 8,254
Репутация: 980 [+/-]
Шляпа Марина и Сергей Дяченко


Теперь о “большой малой” форме.

Благодарим Тамару Надеждину и Татьяну Стрельченко за рассказы. Интересно, что это совершенно разные полюсы фантастики, как Арктика и Антарктида, что лишний раз подчеркивает огромный потенциал любимого нами жанра.

“Станцуй мне об ушедшем” - реалистическая проза с минимальным Ф-допущением, где действие происходит как бы в современной России. История написана написанная скупо, с россыпью точных деталей. Достаточно оригинальна идея о “лениментомии”, такой себе современной “фенотипической евгенике”, дающей гениальное совершенствование в развитии способностей, хотя и недолговечное. Здесь очень интересные психологические и этические проблемы, рассматриваемые с разных точек зрения - главной героини, родителей девочки Ани, врача, который сделал ей “лоботомию счастья”… Здесь есть та “сцепка с жизнью”, которую так ценил Борис Натанович Стругацкий.

Прекрасно, с точными деталями описаны танцы – и те, что происходили во время фестиваля в провинциальном Обливинске, и танец самой Ани:

Цитата:
Наконец вышла Аня.
На ней было воздушное белое платье, волосы собраны в тугую косу; музыка — ритмичные переливы пианино. Вздёрнула подбородок, повела плечом, сделала шаг… И это была уже не Аня. Незнакомая мне женщина с чертами давней подруги двигалась на сцене. Сложилась пополам, как перочиный нож; взметнулась вверх пружиной, вытянулась в струнку и опала осенней листвой. Черная коса — струя нефти, платье — облако…
Она парила над сценой, наплевав на гравитацию, и падала, подчиняясь ей. Раскрывалась, словно хотела обнять весь мир, затем исчезала в белых волнах — пряталась, дрожа. Заставляла любоваться собой и была безразлична к чужим взглядам. Это был эгоистичный, бескомпромиссный, слепой танец… Танец о молодости.
Любимая цитата Инги: «Танец рассказывает историю так, как не могут никакие слова». И если хоть в одном языке мира есть слова, способные выразить то, о чём говорила сейчас артистка, я и за десять жизней не соберу их в верном порядке. Перед ее танцем я ощущала свое бессилие — как творца, как рассказчика.
Музыка затихла, фигура замерла, морок исчез — я снова видела перед собой Аню со сценическим гримом и сбившимся дыханием. Зал молчал секунду, вторую… И утонул в овациях. Лунц что-то прокричал мне, но я не расслышала. Было понятно: мы нашли солистку.»
Конечно, над рассказом хорошо бы еще поработать. Не многовато ли персонажей для короткой истории? Особенно заметен перебор с четверкой врачей, исполняющих как бы и функции бандитов. Насколько колоритен Перлуша, выполняющий в пространстве текста роль коверного, и как неправдоподобно поведение, ухватки врачей – а ведь старший их них это и есть ученый, то ли Мефистофель, то ли Ангел, носитель философиилениментомии, и ему не хватает сценического времени и убедительности.

Мы не можем вторгаться в структуру рассказа – это дело автора. История написана от лица главной героини Тамары, с ее рефлексиями, и суть событий проступает через череду разных бытовых и жанровых сценок. Некоторые их них как бы необязательны – но именно калейдоскоп случайностей скрывает какие-то лобовые вещи, да и продираться через этот монтаж аттракционов детективно интересно. Но вот что для нас огорчительно: в россыпи сценок потерялась Аня, ее судьба. Ее нет в финале. Мы так и остались безразличны к Ане… Героиня бежит от встречи с ней – и нет у Тамары сопереживания к судьбе бывшей подруги, ставшей прекрасной бабочкой-однодневкой. Может быть, автор смогла бы хотя бы немного «оживить» Аню в череде своих воспоминаний, и по-иному увидеть финал?

Именно этим –эмпатией - к обиженному и поверженному ангелутрогает рассказ «Кувшин, наполненный тишиной». Сказочное фэнтези, сотканное из украинского, польского, российского фольклора, и еще фольклора условного, созданного автором.Фэнтези, приправленное изрядной долей сентиментальности. Нельзя сказать, что идея рассказа оригинальна – она скорее классическая, но ее новая аранжировка интересна. Финал ожидаем с самого начала, но это не портит впечатление от текста, ибо в первую очередь он поэтичен, и тем примечателен особо. Чувствуется, что автор имеет сродство к стихам, это ее образ мыслей. Но здесь кроется и опасность. Поэтичность прозы как витамин В6– в малых дозах дарует здоровье, а в больших вызывает аллергию. Вот, например, начало новеллы
Цитата:
«Сегодня ты ослеп по-настоящему.
Это случилось внезапно – как выстрел, как тонкий нож в подреберье, как удар хлыстом.
Р-раз – и свет померк, и мир окутала тьма, словно кто-то задул во всех комнатах свечи, обмотал луну чёрным бархатом и смахнул звёзды с небосвода, как смахивают крошки со стола. Теперь,незрячий, ты лежишь на траве, уткнувшись лицом в смятые васильки, и плечи твои мелко-мелко подрагивают.
Мне хочется подбежать, сказать что-то ободряющее, обнять…
Тебя? Обнять? Возможно ли?..
Вместо этого я растерянно кручу в руках пустую корзину и шагу не смею ступить.
На лугу кроме нас –никого. Облака, похожие на белых котят, свернулись в клубочки и сладко дремлют в небесном лукошке. Солнце – выжившая из ума подслеповатая старуха! – путает золотые нитки лучей. Даже ветер стих, спрятавшись в кроне ветвистого ясеня.»
Сколько же здесь излишних красивостей! Весь текст хорошо бы сократить на треть, и в первую очередь избавится от «небесных лукошек». Но в целом, повторимся, рассказ трогает своей искренностью, наивной добротой и ощущением зарождающейся любви. А это очень дефицитные сегодня вещи, не так ли?

Вот наш рейтинг рассказов:
- 1 место: Тамаре Надеждиной.
- 2 место: Татьяне Стрельченко.
- 3 место: Таира - Холодный сон.
Здесь тоже есть поэтика, в том числе поэтика танца, есть ощущение доброты, но уж очень много лишнего, а в первую очередь избыток красивостей.
- 4 место: Лев Конрадт - Галерея добрых дел МарвусаМонтойи.
Отметим эрудицию автора, его стиль «бойкого культуризма», но у нас осталось ощущение не американской, а, скажем так, псевдоамериканской жизни, перипетии которой не трогают душу.
- 5 место: Леди N - О чудесах, шарлатанах и закатном солнце.
Интересна идея о семейке, управляющей светилами, закатами, рассветами, ветрами и прочим, но уж слишком все запутанно. Проблемы со стилем, многословием, красивостями, и ощущение того, что этот рассказ является не автономным, а лишь частью неведомого целого.
- 6 место: - Юка – Туман.
Интересный замысел –сюр, напоминающий мир мультфильма «Девятый» Тима Бертона и Тимура Бекмамбетова. Но очень все сыро и хаотично. Многовыспренностей, например:

Цитата:
«Мы жили тогда в заброшенном кафе, на окраине Города. Я просыпался поутру от холода, туман затекал через дырявые окна и стучался в душу. Внутри себя я кричал. Эхом отзывался мой крик в пустом храме души, но сердце продолжало биться, питаясь перезрелыми надеждами.»
Впрочем, научиться писать просто, лаконично, лишь изредка пользуясь сильнодействующими эпитетами, метафорами и прочим инструментарием прозы – это сложно. Надеемся, это рано или поздно с автором и произойдет - тогда и будет услышан крик автора в его «храме души».

Просим не обижаться на высказанные замечания – это всего лишь наши субъективные ощущения.
Желаем всем участникам конкурса творческих дерзаний, экспериментов и невозможных идей!

Марина и Сергей Дяченко
__________________
Я вижу то, что узреть другим не дано...
Любящие сердца всегда найдут способ быть вместе
Не боги дают силу. Она живет внутри нас...



Ответить с цитированием