наконец-то! я таки прочитала "Гиперион. Падение Гипериона". я теперь понимаю, почему некоторые поют реферамбы Шрайку.
как далеко может зайти человечество в своем развитии - технологическом, социальном, физическом – если его не будут сдерживать внешние рамки? и как далеко может зайти его маниакальная страсть к бесконечной экспансии?
мы будем создавать машины, способные уничтожить нас самих и всё сущее. мы будем бороздить космос, становясь моложе своих детей. мы будем прыгать сквозь пространство по червоточинам. мы будем заселять галактику стремительнее и смертоноснее любой чумы в истории мироздания.
мы пройдемся по вселенной чудовищным вирусом, убивающим всё на своем пути. как и безголовые вирусы, мы просто не можем жить иначе.
нас медленно, по капле, пропустят в дивный новый мир "Гипериона" через призму восприятия других людей. через их судьбы. шесть главных действующих лиц удались Симмонсу на славу – шесть таких разных героев, каждый говорит своим голосом, при том, что каждый устал от своей собственной войны. что их объединяет? почему судьба свела их на Гиперионе, полудикой планете на задворках цивилизации? какие тайны хранят эти люди? какие тайны хранит Гиперион? что вообще за необъяснимая мистика на нем происходит и что происходит в Галактике? неизбежность и обреченность повисла над всеми.
это нельзя назвать космооперой. скорее уж, это социальная и экологическая фантастика. а еще – футурологический триллер. прогнозы человеческой эволюции здесь кошмарны. причем, не биология, естественно, интересует автора в первую очередь, а то, что творится в головах. технически люди вышли в космос, а психологически до сих пор не вылезли из пещер. дикарь с бластером напугает кого угодно, дикарь-параноик с бластером доведет себя до безумия и устроит такое, что вселенная вздрогнет.
а ведь это только первая книга, шесть историй. что же будет дальше? и почему камнем преткновения на пути покорения вселенной стала маленькая планета, даже не входящая в человеческую Гегемонию? почему она, кстати, не входит? всё там загадочно – прошлое и будущее, флора и фауна, даже пространство и время. разгадают ли эти загадки шестеро паломников или они пришли сюда, чтобы похоронить на этой земле свои собственные тайны?
все дороги ведут на Гиперион.
завершившийся на высокой ноте "Гиперион" передает эстафету "Падению Гипериона", от которого зависит очень многое.
оставив читателя с распаленным воображением и лопающимся по швам любопытством в финале "Гипериона", Симмонс в начале "Падения" резко снижает градус феерии, продолжая держать в неведении относительно самого вкусного - судьбы паломников. потребуется несколько десятков страниц прежде чем станет ясно: обманутых ожиданий нет, "Падение Гипериона" - не просто вторая часть, но продолжение со своей собственной головой на плечах, так сказать.
"Падение Гипериона" - это переход от частного к общему. действительно, акценты, расставленные первой частью, заметно смещены, из-за чего на первых порах трудно втянуться и перестроиться. судьба паломничества к Шрайку отодвинута на второй план, пристальное внимание сосредоточено на разгорающейся, подобно сверхновой, тотальной, межзвездной войне, охватившей всю человеческую Гегемонию. здесь на первые роли выдвинуты две фигуры: второй кибрид Джона Китса и секретарь Сената Мейна Гладстон.
Китс – своего рода наблюдатель, связующее звено между двумя параллельно развивающимися линиями: метаниями паломников на Гиперионе и правительственным закулисьем, где Гладстон предстоит сделать неимоверно сложный выбор…
титанически мощная и симфонически полная дилогия удалась Симмонсу. при открытом финале в ней все равно чувствуется завершенность: все вопросы приведены к разрешению, никто из персонажей не забыт, ни одна сюжетная линия не оборвана. велик соблазн остаться в созданном мире и продолжать следить за дальнейшими событиями, но хорошо написанный финал должен оставаться таковым и не превращаться в промежуточное звено. здесь должна была быть поставлена точка, жизнеутверждающая для дилогии.
и тем не менее, Симмонс поставил запятую. и меня ждет вторая часть "Песен Гипериона".
__________________
 Amour, Amour
Alle wollen nur dich zähmen
Am Ende, gefangen zwischen deinen Zähnen
|