Да нерабочий прием - поставить доску цитируемости, и от нее плясать. Хотя бы потому, что хороший критик не обязан быть хотя бы приличным писателем, и наоборот. Вон, я от Шкловского в большом восторге. Только роман у него - близко не стоял и не лежал к уровню его собственной критики. Ну, и бегать все будут именно вокруг доски с медальками, а не вокруг вещей более насущных и актуальных.
На личном уровне "подколки" - позиция дикаря южных широт, уверенного, что снега не существует, потому что он сам его не видел. Ну, извините:)
От меня чего в данном случае хочется? Чтоб "выступать перестала"? Да это вообще не вопрос: давно подумываю в самобан уйти. Посчитала тут въедливо, оказалось, что мой физиологический потолок - 1500 написанных слов в сутки. Любых. Если девятьсот из них раскидать по форуму, растранжирив на легкий треп во флудилке, приятную беседу или даже конкретный разбор, в черновик собственного - всего шестьсот попадет. А то и меньше: там, все-таки, интенсивней думать надо. А еще иногда и переключиться сложно оказывается.
Допустим, разборы вроде "правового" несут огромную личную пользу. В первую очередь, сама разобралась: где хороший текст на меня "не выстрелил". Дальше пишешь и ловишь себя: ага, голубка, одно определение прилагательным и еще четыре наречиями подряд. А за что только что из чужого хвоста перья дергала? Ну, дальше или говоришь себе "ай-ай!" Или наоборот "не, мне можно!" То есть, кропотливо разбирать по косточкам полезно. Именно чужое: его в отличие от своего никогда не жалко, а поэтому сразу виднее. И особо выразительные случаи все равно на подкорку откладываются. Отказываешься от каких-то приемов подсознательно.
Авторов же и губит обычно "жажда порядка". Потребность помимо всего прочего "сказать еще и правильно". Как только оно возникает, человек начинает внутренне сверяться с тем, что ему самому кажется "единственно верным образом", "образцом, которого хочется достичь". Ну, тут и лезут штампы, клише, кальки, самоповторы, а то и более-менее прозрачные заимствования. Текст может получиться при этом техничным, гладким. Действительно, "правильным" во всех отношениях. И не очень-то живым. Откровенно говоря, "Музыку души" я восприняла как наглядную иллюстрацию именно этого собственного все укрепляющегося убеждения. (И я не ругаю рассказ. Он совсем не плох. Он - всего лишь "не оживает") Иногда кажется, что живой текст начинается с авторского внутреннего разрешения самому себе "писать полную фигню". Без оглядки на что бы и кого бы не было.
__________________
В жизни и работе интереснее всего становиться кем-то иным, кем-то, кем ты не был изначально. Если, начиная писать книгу, вы знаете, какими словами собираетесь ее завершить, хватит ли вам мужества действительно написать ее? Что верно для писательства и для любви, верно и для жизни. Мишель Фуко
|