Почти всё уже успели сказать до меня, однако.
Скрытый текст - Тема праздника: Соглашусь с Татьяной и Гудвином: тема праздника не(до)раскрыта. Отдельные фразы какие-то есть: праздник конца, праздник возрождения, замкнутое тысячелетнее движение. А вот воедино они не связываются, картину происходящего не формируют. Неясна мне и связь праздника с драмой конкретного персонажа. Отец мальчика убил себя, рассчитывая возродиться через тысячу лет вместе с возлюбленной? Судя по картине, тема праздника для него очень важна, но вот проявилось это лишь в том, что он не дал сыну спать в этот день.
Масштаб гуляний тоже не впечатляет. Из текста я запомнила, что были фейерверки, было много огней и были люди в масках. Гм. По описанию похоже и на китайский Новый Год, и на бразильский карнавал, и на Хэллоуин в любом более-менее крупном американском городе. А это вполне себе ежегодные события. Мне приходят в голову две версии: либо на праздник уходит столько средств, что их приходится потом восполнять столетиями, либо праздник привязан к некому сакральному явлению, происходящему раз в тысячу лет. Особых трат я не увидела: вряд ли на фейерверки-огни-маски уходит так много денег, что их нельзя восстановить максимум за десятилетие. Сакрального повода я, опять же, не нашла. Что такое могли праздновать люди и при Овидии, и при Генрихе II, и в наши дни (если речь идёт о наших днях), что не потеряло бы свою актуальность и не забылось бы? Конец мира? Ну, году так в 2012 подобный приём мог сойти за шутку на актуальную тему, а так...
В общем, на мой взгляд, празднику не хватает:
1. Масштаба и описаний;
2. Индивидуальности;
3. Более осязаемой связи с персонажами.
Скрытый текст - Атмосфера: Мрачновато, да. Но эта мрачность не строится постепенно, а преподносится как данность. Мне словно набор ключевых слов дали: бедность, одиночество, смерть любимой, кошмары, самоубийство, мальчик-сирота. Понятно, что от такого не по себе должно делаться и делается, но вовсе не потому, что мне удалось прочувствовать персонажей и их горе, а потому, что сами темы депрессивные. В итоге рассказ кажется грустным, только не оттого, что мне стало жалко конкретного художника и конкретного мальчика, а оттого, что абстрактное одиночество и абстрактное отчаяние - это абстрактно плохо.
Мне кажется, вы хотели произвести не совсем такое впечатление.
Скрытый текст - Персонажи: А точнее, Генри. Казалось бы, я как читатель должна глубоко сопереживать его горю. Вместо этого я сижу и думаю, чего же он всё-таки хотел. Сперва показывается его трогательная забота о сыне - но когда Генри лишает себя жизни, оставив сына сиротой, оказывается, что не такая эта забота была и сильная. Потом он говорит, что не сможет жить без искусства - и тут же выясняется, что и с искусством он жить не особо хочет, и вообще искусство для него сводится к одной картине. Наверное, он просто не мог жить без возлюбленной? Но к самоубийству художника подтолкнул некий Крокус. Кем он был - ожившей детской страшилкой или проекцией шизофренического сознания?
С одной стороны, персонаж заставляет задавать себе вопросы. С другой стороны, искать на них ответы не очень хочется, ибо ответы могут сводиться лишь к тому, что психически больная творческая личность неадекватно воспринимает реальность. Грустно, но ничего не поделаешь: такое не лечится.
Скрытый текст - Финал:
Цитата:
Они смотрели друг на друга, улыбаясь любовно, теперь уже навсегда, теперь вот так, да, думал Томас, навсегда.
|
Как по мне, вот это слияние описания картины и мыслей мальчика выглядит не очень красиво. Получилось очень в духе "потока сознания", не спорю, но мне эта фраза оставила чувство скомканности, а не завершённости.
Скрытый текст - Визуальное восприятие текста:
Цитата:
Он развернулся и поглядел в ту сторону ...
|
Автор, пожалуйста, не надо так! Не надо писать абзацами размером с миниатюру. Читать такую стенку текста - всё равно что пытаться заглотить целиком кирпич. Учитывая, что у вас потом идёт краткий диалог с репликами на одну строчку, а потом ещё одна стенка текста, впечатление производится гнетущее.
С вами опять злую шутку играет ваше желание родить поток сознания. В этом мега-абзаце есть три отдельные мысли, каждую из которых можно бы было вынести в собственный абзац (пробуждение мальчика, детство отца, картины). Но вы сделали так, что эти мысли бесшовно перетекают одна в другую, и разделить их уже нельзя. В итоге лично я уже на второй половине абзаца начала упускать смысл происходящего и читать по диагонали. Конечно, именно так ощущение бессвязности и создаётся, но бессвязность не идёт на пользу образу персонажа: я же перестаю понимать его историю, его мотивацию и теряю с ним связь.
В итоге, будь я автором и имей я много свободного времени, я бы села да написала тот же рассказ, но заново, не подглядывая в первый вариант. Потом сравнила бы их и посмотрела, не проявились ли детали, которые вертелись на языке, но в первый вариант не попали.
Впрочем, я не автор. Так что это не совет даже, а так, мнение :)
|