Читаю "Насилие и священное" Рене Жирара.
Интересно, что к своему антропологическому концепту Жирар пришел из мира литературной критики, со своей теорией "миметического" (подражательного) желания. Жирар переосмысливает роль феномена жертвоприношения в архаических, дополицейских (до-правовых) сообществах: до него он трактовался или как сугубо коммуникативный "человек-божество-человек" т.е акт или в компенсаторном смысле. Жирар приписывает жертвоприношению роль "гасителя" "миметического насилия", акт, перенаправляющий агрессию от внутриобщинных противоречий на замещающий предмет: человека "фармака" или максимально похожего животного. Не буду вдаваться в подробный пересказ вытекающей концепции "жертвенного кризиса" или своеобразной критике фрейдовских антропологических теорий, скажу только, что весьма удивляют его методы: достаточно много места отводится анализу древнегреческих трагедий, они, наряду с антропологическим изысканиями Мосса и Малиновского они весьма неожиданно послужили средством разработки новой концепции сакрального. Это интересно, хотя некоторые обобщения выглядят слишком уж смело.
Параллельно почитываю "Проклятую часть" Батая и "Германтов" Пруста.
Как-то так получилось, что этот август погряз в французах.
|