Прочитал "Шпиль" Уильяма Голдинга.
Книга о фанатизме и самоубеждении, ведущем к саморазрушению.
Настоятель собора, который считает, что ему было послано видение, страстно стремится построить шпиль. И книга показывает, как шпиль строится, препятствия преодолеваются, а жизни людей разрушаются. Уже построенный шпиль становится своеобразным надгробием лишившегося рассудка героя.
Главный герой на протяжении всей книги мотивирует себя своей великой целью, посланной им Богом, и прошибает лбом препятствия, воображаемые и реальные. Иногда такими препятствиями оказываются мнение "неверных" друзей, или "всего лишь" тот факт, что у собора нет фундамента, и после постройки шпиля он с большой долей вероятности может осесть.
ГГ производит отталкивающее впечатление. Несмотря на высокий сан, он крайне смутно понимает окружающих людей (хороший священнослужитель, по-моему, наоборот должен их понимать, чтобы помогать находить поддержку в религии). Он манипулирует людьми, превозносит веру выше законов физики, его советы смириться с действительностью отдают чем-то нездоровым.
Запомнился момент, когда главный герой совершенно на полном серьезе спрашивает у своей тети, означает ли то, что он не может прекратить думать о женщине, то, что она его околдовала. Наверное, вот такая логика и была характерна для средневековых религиозных фанатиков, сжигавших ведьм. Из-за своей благой зашоренности, страхов и неспособности принять - или просто понять - действительности.
Нужно ли читать эту книгу, то я не знаю. Книга не пустышка и ненависти не вызвала, но специфика, специфика, специфика.
__________________
Крылья легенды хрупкие, словно весенний лёд
Слово недоброе - камень, песня, сбитая влёт
Я не пророк, не певец, я странник, идущий через века
Душу растерзанной сказки грею в слабых руках (c)
|