Показать сообщение отдельно
  #4  
Старый 18.07.2014, 10:22
Аватар для AnneLinn
Историческая личность
 
Регистрация: 24.11.2010
Сообщений: 2,803
Репутация: 1703 [+/-]
«В армии я чувствовал себя куда больше дома, чем у себя дома. (На службе я сейчас чувствую себя больше дома, чем у себя дома, но и там я не дома. Просто я там лучше лажу с людьми)». Боб Слокум

По первости был соблазн начать отзыв на «Что-то случилось» с уже ставшей расхожей толстовской цитаты про несчастливые семьи, которые, как известно, «несчастны по-своему». Но речь в этой книге идет не только и не столько об отдельно взятой, среднестатистически-несчастливой семье довольно обеспеченного американского служащего.
Самая первая отчетливая, внятная мысль, возникшая по мере продвижения по тексту: «Неужели именно этого так жаждал Йоссариан и к этому в итоге пришел?» Война – мерзость, с этим не спорит никто (вернее, почти никто, так как всегда и везде будут свои миндербиндеры и кэткарты); однако и мирная жизнь частенько оказывается на поверку таким же абсурдом.
Да, «Что-то случилось» никак не связана с «Уловкой-22» и, что греха таить, не дотягивает до нее, нет в ней того очаровательного градуса безумия, тонкой иронии, переходящей в едкую насмешку и – что самое главное - гармоничного сочетания радостного-просто человеческого с отталкивающим-безобразным. Зато есть некоторый перебор с физиологизмом, причем выражается он не столько даже в описании сексуальных похождений и фантазий главного героя, сколько в фиксации на какой-либо неприятной детали либо на гаденьком моменте и «пережевывании» оного. Казалось бы, в военном быте куда больше подобных моментов, однако в «Уловке» Хеллер как-то умудряется избегать «пересола». Быть может, все объясняется разными по характеру центральными персонажами. У Йоссариана не было, судя по всему, такого количества комплексов и неуверенности, как у Боба Слокума, однако… эти двое сопоставимы вполне. Ведь кэпа Йо-Йо ждет аккурат то же самое: должность в некой фирме, сослуживцы разной степени чудаковатости, жены-любовницы, трусоватые и мелковатые, не приносящие большого удовольствия случайные связи, тревога за детей, непонимания в семье, постоянные опасения и страхи на работе. Замкнутый круг благополучной вроде бы жизни. И моментами кажется, что этот монолог (роман представляет собой весьма сбивчивый, перескакивающий с одного на другое рассказ мистера Слокума о себе самом) вполне мог принадлежать Йоссариану. Но не тому Йоссариану, которого мы знаем по «Уловке», а постаревшему, малость обрюзгшему от отсутствия привычки отказывать себе в чем-либо, обленившемуся и утратившему львиную долю своего коронного юмора, остроумия и жизнелюбия. Но чем дальше, тем реже возникало желание проводить эти параллели. «Что-то случилось» - еще одна грань таланта Хеллера, поэтому не стану рассуждать о невозможности побить собственный рекорд.
И еще один существенный нюанс. Ближе к финалу поймала себя на мысли, что в этом романе все укладывается в теорию Эрика Бентли, согласно которой все мы ходим в театр (смотрим фильм, читаем книгу) в первую очередь с целью увидеть, узнать то, что не предназначено для нас, посторонних, в обыденной жизни. И Хеллер заставляет своего героя – ничем не примечательного, в общем-то, мужчину, каких много – обнажать все гложущие его страхи, фантазии, тайные мысли, нереализованные желания, противненькие воспоминания детства-юности. Этот душевный «стриптиз» периодически заставляет почувствовать себя так, будто в самом деле подглядываешь в замочную скважину или шпионишь за соседским семейством. Но это же не по-настоящему, ведь так? ;) Поэтому и вины никакой не чувствуешь.
Так что этот огромный монолог вполне годен для инсценирования и театральной постановки. И прецеденты есть не только в зарубежном театре.
__________________
Dum Spiro Spero.
Ответить с цитированием