Показать сообщение отдельно
  #41  
Старый 11.05.2014, 01:56
Аватар для ar_gus
Победитель Битвы критиков
 
Регистрация: 08.03.2012
Сообщений: 1,769
Репутация: 561 [+/-]
Здравствуйте, автор.
Вот я и воспользовался вашим приглашением. Снова, как всегда, минимальное предисловие: я не читал предшествующих отзывов, так что повторы придётся терпеть. И ещё: полной рецензии, пожалуй, не будет. Как не будет и придирок к ошибкам в тексте, неудачному употреблению слов и так далее. Мне почему-то кажется, что куда важнее и интереснее разговор о сути происходящего в рассказе, о его восприятии. Технические моменты здесь вторичны - и исправляются легче. Разумеется также, что предлагаемое прочтение не претендует на истинность; очень может быть, что читатель (я в данном случае) выбрал неверный путь и увидел в рассказе то, чего в нём отродясь не было. Бывает...

Скрытый текст - Для начала:
я совершу небольшую диверсию. Считайте это музыкальной иллюстрацией к вашему рассказу. По крайней мере у меня мгновенно возникли соответствующие аллюзии, особенно к предпоследнему куплету.


Итак, перед нами весьма своеобразный рассказ. Притча - не притча, аллегория - не аллегория. Произведение, в котором город в сновидении живее и реальнее "настоящих" людей и окружающей действительности - и это, надо заметить, закономерно и оправданно. "Реальность сна", реагирующая и отзывающаяся на состояние посетителей практически по Ньютону: каждое душевное состояние, любые боль, страх, неуверенность рождают противодействие. Тем более сильное, чем сильнее... Что? Внутренние проблемы человека? Попытки проникнуть в новую реальность с этим грузом? Страх неизвестности? Искать ответ можно долго - и, полагаю, каждый читающий обнаружит собственное решение. Только принятие мира "как есть", прекращение постоянной войны с окружающей действительностью (которую априори считает враждебной) переводит посетителя в ранг местного. Все эти загадки и псевдоловушки - необходимый, на мой взгляд, элементы рассказа. Они решают две крайне важные задачи: удерживают внимание читателя - и являются визуализацией преодоления Игорем самого себя. И вот тут есть пара моментов, на которых остановлюсь
Скрытый текст - особо:
по мере важности.
1.
Цитата:
— Я дойду, слышишь?! – крикнул в темноту Игорь скорее для себя, чем для кого-то еще.

"Значит, я не ошибся", - раздался в ответ шепот, и тьму прорезал луч света из медленно открывающегося впереди прохода.
Итак, сцена встречи с Вадимом - таким же Сновидцем, по его собственному признанию. Она представляется несколько недоработанной, как в целом, так и - особенно! - этот минидиалог. Возникает некий диссонанс: с одной стороны, Вадим - такой же, как Игорь. Только раньше понявший суть происходящего и потому больше и лучше понимающий. С другой стороны, возникает представление о нем как о некоем то ли маге, то ли боге в той или иной мере: он на изрядном расстоянии зовёт Игоря, он же волен задержать посетителя или впустить его - что и делает, убедившись в упорстве и решимости Игоря. Оба варианта представляются неудачными. Второй просто откровенно плох, поскольку убивает саму концепцию города. Первый в нынешнем варианте грешит вот какой неувязкой: совершенно непонятно, почему, собственно, Вадим не помог Игорю с самого начала? Судя по всему, Сновидцев не слишком много, каждый новый обитатель этой реальности должен быть на вес золота буквально. Разумеется, известно, что умный человек учится на собственных ошибках - и обретаемый, выстраданный опыт бесценен. Но почему нельзя помочь новичку стать человеком мудрым, учащимся на чужих ошибках? Придумать объяснение можно, но мне представляется более правильным дать хотя бы намёки в тексте.
2. Если я прав и происходящее в городе - метафоры внутреннего состояния Игоря, неплохо бы нагляднее увязать проявления этого состояния с активностью "загадок и ловушек": при таком состоянии возникает Вьюга, при ином... и так далее. Дать неподготовленному читателю заподозрить: это неспроста.


Осмелюсь предположить, что рассказ принадлежит к категории "выстраданных", долго и тщательно прорабатывавшихся. С такими вещами беда: во-первых, они как правило не слишком "конкурсны"; во-вторых, автор так много знает о мире и героях, что некоторые вещи считает очевидными - и заставляет читателя недоумевать, пропустив их.
А вообще - спасибо за рассказ! И удачи в творчестве.
__________________
...For the error bred in the bone
Of each women and each man
Craves what it cannot have,
Not universal love
But to be loved alone...
W.H. Auden, "September 1, 1939"
Ответить с цитированием