Здравствуйте, автор.
Вот я и воспользовался вашим приглашением. Снова, как всегда, минимальное предисловие: я не читал предшествующих отзывов, так что повторы придётся терпеть. И ещё: полной рецензии, пожалуй, не будет. Как не будет и придирок к ошибкам в тексте, неудачному употреблению слов и так далее. Мне почему-то кажется, что куда важнее и интереснее разговор о сути происходящего в рассказе, о его восприятии. Технические моменты здесь вторичны - и исправляются легче. Разумеется также, что предлагаемое прочтение не претендует на истинность; очень может быть, что читатель (я в данном случае) выбрал неверный путь и увидел в рассказе то, чего в нём отродясь не было. Бывает...
Итак, перед нами весьма своеобразный рассказ. Притча - не притча, аллегория - не аллегория. Произведение, в котором город в сновидении живее и реальнее "настоящих" людей и окружающей действительности - и это, надо заметить, закономерно и оправданно. "Реальность сна", реагирующая и отзывающаяся на состояние
посетителей практически по Ньютону: каждое душевное состояние, любые боль, страх, неуверенность рождают противодействие. Тем более сильное, чем сильнее... Что? Внутренние проблемы человека? Попытки проникнуть в новую реальность с этим грузом? Страх неизвестности? Искать ответ можно долго - и, полагаю, каждый читающий обнаружит собственное решение. Только принятие мира "как есть", прекращение постоянной войны с окружающей действительностью (которую априори считает враждебной) переводит
посетителя в ранг
местного. Все эти загадки и псевдоловушки - необходимый, на мой взгляд, элементы рассказа. Они решают две крайне важные задачи: удерживают внимание читателя - и являются визуализацией преодоления Игорем самого себя. И вот тут есть пара моментов, на которых остановлюсь
Скрытый текст - особо:
по мере важности.
1.
Цитата:
— Я дойду, слышишь?! – крикнул в темноту Игорь скорее для себя, чем для кого-то еще.
"Значит, я не ошибся", - раздался в ответ шепот, и тьму прорезал луч света из медленно открывающегося впереди прохода.
|
Итак, сцена встречи с Вадимом -
таким же Сновидцем, по его собственному признанию. Она представляется несколько недоработанной, как в целом, так и - особенно! - этот минидиалог. Возникает некий диссонанс: с одной стороны, Вадим - такой же, как Игорь. Только раньше понявший суть происходящего и потому больше и лучше понимающий. С другой стороны, возникает представление о нем как о некоем то ли маге, то ли боге в той или иной мере: он на изрядном расстоянии зовёт Игоря, он же волен задержать
посетителя или впустить его - что и делает, убедившись в упорстве и решимости Игоря. Оба варианта представляются неудачными. Второй просто откровенно плох, поскольку убивает саму концепцию города. Первый в нынешнем варианте грешит вот какой неувязкой: совершенно непонятно, почему, собственно, Вадим не помог Игорю с самого начала? Судя по всему, Сновидцев не слишком много, каждый новый обитатель этой реальности должен быть на вес золота буквально. Разумеется, известно, что умный человек учится на собственных ошибках - и обретаемый, выстраданный опыт бесценен. Но почему нельзя помочь новичку стать
человеком мудрым, учащимся на чужих ошибках? Придумать объяснение можно, но мне представляется более правильным дать хотя бы намёки в тексте.
2. Если я прав и происходящее в городе - метафоры внутреннего состояния Игоря, неплохо бы нагляднее увязать проявления этого состояния с активностью "загадок и ловушек": при таком состоянии возникает Вьюга, при ином... и так далее. Дать неподготовленному читателю заподозрить: это неспроста.
Осмелюсь предположить, что рассказ принадлежит к категории "выстраданных", долго и тщательно прорабатывавшихся. С такими вещами беда: во-первых, они как правило не слишком "конкурсны"; во-вторых, автор так много знает о мире и героях, что некоторые вещи считает очевидными - и заставляет читателя недоумевать, пропустив их.
А вообще - спасибо за рассказ! И удачи в творчестве.