Показать сообщение отдельно
  #41  
Старый 24.04.2014, 11:04
Аватар для e_allard
Свой человек
 
Регистрация: 15.10.2013
Сообщений: 479
Репутация: 23 [+/-]
Отзыв для круговой поруки группы №16

Обычно я не говорю, понравился мне или не понравился рассказ, потому что это отдаёт вкусовщиной. Я всегда стараюсь оценить литературное произведение, отстраняясь от собственного вкуса и пристрастий. Но в данном случае все-таки хочу сказать, что рассказ мне понравился. Автор, безусловно, талантливейший стилист, и владеет пером практически безупречно. Но в конце рассказа я испытал разочарование. Это даже сложно объяснить. Это сравнимо с ощущением, которое испытываешь в Новый год, когда погружаешься в волшебную атмосферу, и в глубине души ждёшь чего-то нового, необычного. И вот звучат куранты, начинаются праздничные передачи и ты все ещё в эйфории праздника, потом приходят будни и волшебное ощущение праздника меркнет, расползается мерцающая дымка ожидания, а за ней ничего нет. И ты понимаешь, что опять обманулся.

Скрытый текст - Сам отзыв:
Вначале о стиле. Да, он, безусловно, хорош. Автор не боится использовать смысловые повторы, и даже определённые штампы. Не боится писать длинными предложениями, в которых читатель может заблудиться. Но картинка, которую создаёт автор, такая яркая, что и длинные предложения можно простить. Получилось очень поэтично. Это не белый стих. Это не стихотворная поэма в прозе, это собственный стиль автора, который звучит, как журчанье ручья, как щебетанье птиц. Он естественен, как то, что создаёт природа.

Но вот мы переходит от стиля к сюжету. И тут я испытываю первое разочарование. Под многочисленными наслоениями изящных словес оказывается банальнейший сюжет о постаревшей танцовщице, у которой была любовь, но она не вышла замуж. Мог быть ребёнок, но она от него избавилась, принеся в жертву профессии. Очередная трагическая история профессиональной балерины, которая осталась в конце жизни ни с чем. Лишь с призрачными воспоминаниями, которые помогают ей избавиться от физических и душевных страданий. Это напоминает огромную коробку, завёрнутую в золотую фольгу. Ты её раскрываешь, а там масса такой же сверкающей на солнце упаковочной бумаги, с изящными узорами, орнаментами. Ты жадно раскрываешь, раскрываешь и вдруг на дне обнаруживаешь маленькую дешёвую безделушку.

Когда я начинаю рассматривать композицию, я испытываю разочарование второй раз. Композиции нет. Завязка проста: нам представляют постаревшую балерину, которая мысленно (насколько я понимаю) переносится в город. Зачем? Чтобы привязать к теме конкурса? Нью-Йорк – жестокий город. Город разбившихся надежд и судеб. Город-ад. Я вспоминаю исторический анекдот о Диккенсе, который после посещения Нью-Йорка сказал: я считал, что Нью-Йорк — это ад в миниатюре. Но после того, как я здесь побывал, я понял: ад — это Нью-Йорк в миниатюре. А было это ещё в середине 19-го века. С тех пор «Большое яблоко» значительно изменилось. Там стало ужасней и прекрасней. Но, увы, автор не захотел нам это показать.
В конце жизни постаревшая танцовщица перед лицом смерти должна была ощутить ненависть к этому городу. Он приманил её, как миллионы других юных существ. Высосал до конца все силы, всю жизнь, использовал её для развлечения толпы, и выбросил на свалку. Но нет, автор жалеет город, жалеет свою героиню и не делает на этом акцент. Повествование идёт плавно, гладко. Практически без конфликта, без кульминации, без развязки. И в финале обрывается, оставив читателя в недоумении: а зачем он вообще это прочёл?

Я люблю читать о Нью-Йорке. И хотя я понимаю, что автор описывает реальные сцены, подсмотренные на улицах, я не увидел именно «Большого яблока». Да, тут есть опять небоскрёбы, и, слава Богу, нет статуи Свободы. Тут есть перечисления боро города: Бруклин, Манхэттен, Бронкс. Но автор не углубляется в различия. Я не увидел индивидуальности именно этого города. Можно было перенести действие в Лос-Анджелес, или Сан-Франциско и ничего бы, по сути, не изменилось. Тоже были бы небоскрёбы, залив (только назывался бы иначе). Можно было перенести в Париж, или Лондон. А все детали остались бы прежними.

Третье разочарование: героиня. Она напоминает нарисованную балерину из мультфильма. Такая же воздушная, эфемерная и никакая. У меня не возникло никаких чувств: ни жалости, ни сочувствия. Только ощущение неловкости, как при виде старушки, которая просит милостыню в метро. Да, вроде бы героиня страдает из-за несыгранных ролей, потерянного семейного счастья. Но все это поверхностно. Проникнуть в душу героини автор нам не дал. Читатель увидел её слезы, услышал трагическую историю и пожал плечами: и что?

Выводы. Рассказ, безусловно, прекрасен неповторимым стилем, которым автор владеет в совершенстве. Но вот все эти краски он использовал для написания довольно банальной истории, которая не смогла расшевелить никаких чувств в моей душе. Если бы автор показал, что балерина не зря прожила свою жизнь. Что в последние мгновения своей жизни она увидела, как на сцене театров танцуют её ученицы, которым она передала свой талант. Понимает, что её жизнь прошла не напрасно. Я не вижу, что хотел сказать нам автор. Не вижу морали в конце. Человек отдал жизнь профессии. Это должно восхищать и вызывать уважение. У меня ничего не вызывает.


Последний раз редактировалось e_allard; 25.04.2014 в 10:16.
Ответить с цитированием