Показать сообщение отдельно
  #23  
Старый 14.04.2014, 14:46
Посетитель
 
Регистрация: 28.03.2014
Сообщений: 97
Репутация: 7 [+/-]
Круговая порука, группа 12

Очень люблю такие вещи – чувственные, ассоциативные, построенные на аллюзиях к другим произведениям и реальным фактам. Где каждое слово разворачивается в отдельный образ, каждый штрих проходит сквозь сердце- и все нанизано на нитку сюжета, которая выводит к финалу. Но главное – краски образов, мелодия речи, музыка души. Мастерская работа.

Название задает тон, намекает о противостоянии, о том, что перед нами будет личность с амбициями. Интригует. И обыграно на все сто.

Перед нашими глазами последний выход танцовщицы – и вся ее жизнь. Призрачный танец, ночное свидание с городом ее мечты, последняя возможность оглянуться на пролетевшую жизнь. Волшебный город оживает, чтобы принять в свои объятия ту, что отдала ему себя, посвятила свою судьбу.

Образ главной героини – собирательный. Она отдала всю жизнь своему делу, но так и не стала примой, не смогла стать знаменитой – ситуация узнаваема и понятна. Образ героини сложный, противоречивый – увлеченность профессией и ошибки молодости, умение работать до изнеможения и неспособность стать звездой, помощь подрастающей смене и желание славы для себя – и она воспринимается как живой человек. Ей сопереживаешь, видишь ее слезы, чувствуешь ее восторг и усталость. Мне очень понравилось, что сквозь этот обобщенный образ проглядывает и сама Марта Грэм – в названиях спектаклей, возрасте, некоторых других мелких деталях. И это здорово, потому что поднимает обобщение, дает ощущение живого танца, высокого искусства, полета.

Второй герой рассказа – Город. Он тоже живой, у него есть характер. Краны в ретроспекции делают его растущим, ночная жизнь – неспящим. У него тихий голос, он спокоен и мудр. Хороший контраст эмоциональной героине, ассоциация с мудрой вечностью и мимолетностью человеческой жизни.

Третьим героем рассказа я бы назвала читателя – именно его сопереживание и рождает чудо, чувство полета вместе с героиней. И это, пожалуй, именно то, чего больше всего ждешь от «волшебных» текстов – не перечисления чудес, а ощущение волшебства в собственном сердце.

К числу достоинств рассказа я бы отнесла также тщательную проработку фактического материала – Нью-Йорк показан не только в момент происходящего события, но и в ретроспекции, рукава-фонарики по моде прошлого века, реальные названия спектаклей именно этой школы танца, испанские аллюзии, даже промерзший в том году Нью-Йорк (я не выдержала же и посмотрела погодные сводки :)) – замечательная работа!

Я не знаю, стоит ли разбирать технические особенности текста. Композиция полностью соответствует выбранной теме, не перегружена, пропорции выдержаны. Стиль я бы определила как поэтический. Из канонов прозы он выпадает – избыток образов, длинные предложения, приоритет сложной формы над относительно простым содержанием. Практически это поэзия в прозе – и не только из-за языка, яркого, очень точного, с тонким ритмом. Высокая степень образности, одушевление Города, ассоциации делают рассказ похожим на стихотворение. Мне кажется, это важно, читать этот рассказ именно как поэтическое произведение.
Язык хотелось бы похвалить отдельно. Очень трудно спрессовать столько образов и при этом не потерять сюжетную нить. Красивый, живой, очень точный язык.

Скрытый текст - устарело:
Прежде, чем говорить о недостатках рассказа, я хочу попросить у автора прощения, потому что сейчас может быть больно. Сделайте, пожалуйста, поправку на то, что мнение одного читателя – это всего лишь личное мнение, совсем не обязательно оно является верным. Я лишь читатель, который пытается разобраться в своих впечатлениях.

Мне было ужасно жалко, что автор взял для своей героини такой знакомый образ. Ну почему если актриса/певица/танцовщица, то обязательно запойная молодость, отсутствие детей и одинокая старость? Это удобно, я понимаю, но ведь практически под копирку из фильма в фильм, из рассказа в рассказ. А при таком уровне текста да при такой поэтике любой шаблон торчит, выпирает и разочаровывает. Мне кажется, что начиная с определенного уровня мастерства подобные повторы крайне нежелательны, у автора должен быть свой голос. Собственно, это единственный момент, который вызвал серьезное недоумение при чтении.
Есть еще вопрос по финальной части. Немного смутило агрессивное желание героини перед смертью заставить город танцевать. В ожиданиях было просветление, то, что она, наконец, раскроется навстречу городу. Авторский вариант тоже вполне возможен, конечно, но тогда хочется уравновесить его более сильным акцентом на мудрости города – не просто успокоить, усыпить героиню, а пожалеть ее. И, конечно, оставить финальное признание в любви. Потому что, по большому счету, только прощение и любовь примиряют со всеми ошибками – и дают катарсис.


Общее впечатление от рассказа очень хорошее отстоялось и стало еще лучше. Прекрасная работа. Спасибо, Автор! Я тоже хочу так научиться ))

P.S. А клетчатое платьице – не из стихотворения Т.С.? (я заглянула в ее интервью) Неужели рассказ вырос из этого платьица? Фантастика!

Последний раз редактировалось Фигнюшечка; 17.04.2014 в 10:20.
Ответить с цитированием