Цитата:
разворачивает, как бы обратно, говоря: если ты не знаешь ответ на этот вопрос, значит ты невнимательно читал…
|
Нет, не об этом это "зачем". Хорошо, сдаюсь. Постараюсь ответить на всё, ну а уж вам остаётся судить, насколько удачно у меня вышло.
Итак,
Цитата:
человечество поднялось до полного пика, понастроив прекраснейших городов. Вот только на этом - зачахло в пассивном потребительстве. Перестало развиваться хотя бы как пресловутые "дикие травы", о которых столько рассуждали выше.
|
Верно, давайте посмотрим, как на ситуацию смотрит ГГ.
Цитата:
Абсолютная, мёртвая тишина. Хочется развернуться и бежать обратно, вверх по склону холма, к щебечущим птицам, к пугливым зверям, к свободно и дикорастущим деревьям, прочь от этой мёртвой и, давно уже никому не нужной красоты.
|
Для героя жители города уже мертвы.
Вспомним, как ведёт себя Томас Пен.
Цитата:
Некоторое время он лежал неподвижно.
- Подключить, - наконец произнёс Пен. Спустя минуту он ещё раз повторил команду, а затем ещё.
|
Есть набор действий, на которые способны горожане. Единый алгоритм, который поддерживает город. Нильс просто выбросил Томаса из кресла, но Томас не в состоянии понять, что для того, чтобы продолжить привычное существование нужно вернуться в кресло. Раньше у него этой потребности не возникало, потому что он всегда был в этом кресле. Потому Томас «завис» и продолжает отдавать одну и ту же команду даже не задумываясь, почему желаемое не происходит.
Люди опустились в своём развитии ниже животных, утратили способность отвечать даже на простейшие внешние раздражители.
Героем движет одна цель – он ищет среди горожан «живого человека», но:
Цитата:
Что бы я не делал, как бы не мучил их, не было ни страха, ни слёз, ничего в этом голосе, абсолютно никаких эмоций. Только "есть", "спать", "домой" и "в сеть".
|
Напомню что:
Цитата:
Это уже одиннадцатый город
|
Не верно то, что герой ничего не испытывает убивая. Убивает ли?
Цитата:
- Домой, домой, домой, - равнодушный, безумный гвалт.
Я сдался через два часа. Я больше не мог смотреть на этих бездушных созданий, слушать гомон их безэмоциональных голосов.
|
Герой видит перед собою три сотни УЖЕ мёртвых людей, которые просят домой. И это сводит его с ума.
А теперь вспомним его встречу с Димсом О’нелом
Цитата:
Димс О’нел, очередной житель, сидел спиной ко мне у кухонного автомата и плевался во все стороны свежим хлебом.
|
И это потрясло героя
Цитата:
Что это было? Плевки хлебом, было ли это осмысленное действие? Можно ли это считать признаком или для них это норма, с которой я раньше просто не сталкивался?
|
Взрослый человек, плюющийся хлебом, для него это уже достижение, ведь это действие не входит в стандартное «есть, спать и в сеть».
Потому и действует Нильс тут уже иначе, пытаясь завязать разговор без применения силы. Но Димс, подававший в начале признаки, вдруг вернулся к общему алгоритму.
Цитата:
- Димс! – я приподнял его за грудки и встряхнул.
- Подключить, - упорно повторил хозяин квартиры.
Я размахнулся и, что было сил, ударил мужчину по лицу. Из разбитого носа заструилась кровь.
- Теперь ты меня будешь слушать, Димс?
- Подключить.
|
Это больно. Для героя это действительно больно. Он делает перерыв, давая себе возможность осмыслить произошедшее и меняет порядок действий, теперь он вывозит жителей за город. Именно «за город» что важно, ведь именно «идеальный город» сделал их такими.
Цитата:
"Идеальный город", где всё есть у всех и все будут счастливы, так думали люди.
Когда больше не к чему стремиться, не за что бороться и нечего бояться….
|
Вот в чём видит причину герой. Без борьбы люди утратили возможность развиваться. Дети, имеющие с самого своего рождения абсолютно всё, которым незачем за что-то бороться и куда-то стремиться, выросли в то, что мы имеем в рассказе:
Цитата:
Я больше не мог смотреть на этих бездушных созданий, слушать гомон их безэмоциональных голосов.
|
При этом герой не ненавидит города, он восхищается ими, как вершиной достижения человеческой цивилизации:
Цитата:
Красив. Даже в своей агонии город был по-настоящему красив. До чего же велик был уровень развития архитектуры человечества в эру урбанизации.
|
Однако, уничтожает их, как причину гибели человечества.
И, наконец «Зачем?» почему именно оно стало названием текста?
Сравним:
Цитата:
Что бы я не делал, как бы не мучил их, не было ни страха, ни слёз, ничего в этом голосе, абсолютно никаких эмоций. Только "есть", "спать", "домой" и "в сеть".
|
И
Цитата:
Как много было в его глазах, слезах, голосе… в одном коротком:
- Зачем?
|
Вспомним, что искал Нильс.
Но, вот ирония, после всего этого,
что видит Димс?
Его город уничтожен, жители, с которыми он привык жить мертвы. «
Зачем?».
Нильс нашёл Димса, но
нужен ли Димсу
такой Нильс?
Что для Нильса Димс, и чем Нильс становится для Димса?
У Нильса была своя правда, и он к ней уверенно шёл, но вот у Димса своя правда, нужна ли ему правда Нильса?
В этом и заключается трагедия произведения. Спасибо всем, кто прочёл рассказ.