Продолжаем. Григорий Неделько:
Lada Savitskaya «Красная шапка»
Несмотря на довольно банальный титул, живо, ровно, умело написанный, в общем, рассказ, пусть и без особых изысков в плане языка. У меня к нему, по чести, всего одна претензия: затянуто местами. Длинные абзацы я бы точно сократил, причём порою – самый первый, скажем, - до одного предложения.
Оценка: 8
Оксана Крамер «Зеркала лгут»
В первую очередь, понравилась попытка – во многом, на мой взгляд, удачная – написать страшно. Только, думаю, имеет смысл делать акцент не на эмоциях, а на бесстрастности, и в случаях, когда активно используются восклицательные знаки, например, заменять «!» описанием – пускай кратким, но выстреливающим: если человек заходится в вопле ужаса, важно не только, орёт он или нет, а и что он кричит. Чтобы показать ужас на грани сумасшествия добавьте пугающей бессвязности в его слова (пусть зовёт маму, перемежая это грязными ругательствами в адрес Бога и правительства, и рыдает; само слово «сумасшествие» сейчас мало кого литературно пугает, очень уж часто такое пишут). И поменьше фокусирования на собственно тематике психов – чтобы она смотрелась выигрышно, надо писать, как, к примеру, Кизи в «Кукушкином гнезде», то есть основательно, реалистично, подробно. Но фразы выстреливают часто, поэтому 8, а не 7.
Оценка: 8.
Гарри Бук «И сказал он слово»
Анекдот в тему.
Конферансье объявляет:
- Внимание! Сенсация! Первая в мире говорящая лягушка! Лягушка-лягушка, скажи что-нибудь.
Лягушка:
- Ну, допустим, ква.
Рассказ забавный, в паре мест смешной, написан с выдумкой, без пошлости, «скользкая» (да, занятная аллюзия) тема обыграна без излишнего ехидства. Персонажи и обстановка очень часто используемые, впрочем, «злободневные», да и чувствуется пусть несильная, однако свежая струя. Хорошая юмористическо-абсурдистская фантастика, в каком-то смысле стиль этакого совсем позднего Шекли, манера в чём-то близка его рассказам «Компания “Необузданные таланты”» и «Избирательная память».
Оценка: 7.
Old_One_Eye «Её глаза»
А вот здесь короткие предложения – учитывая тематику и ГГ – очень к месту. Тем более приятно встретить хорошо написанную военную фантастику (мистику), поскольку редко кто сейчас изображает связанные с войной события без ненужного пафоса, лаконично и серьёзно, разве что с занавесочным юморком, действительно по-солдатски. Идея – отличная. Воплощение на уровне, на высоком то есть. Эффекта, чтобы пробирало, нет, поэтому не поставил высшего балла, однако общеизвестно: тяжёлые рассказы редко находят широкую аудиторию, даже если учесть, что писать их ничуть не проще и воздействие таких текстов значительнее.
Оценка: 9.
Irene Adler «Люди-костры»
Написано со знанием технического аспекта дела – но по-прежнему выходит скучно. Превосходное начало, настроение едва ли не из «Колеса времени», а потом удаль идёт на спад, причём очень резко. Чересчур подробно для фэнтези-рассказа – так и авторы коротких НФ-историй не пишут – и чересчур правильно. Даже в какой-нибудь старинной народной песенке есть грязь в звучании, потому что придумывалась и исполнялась она народом – затем уже досталась потомкам. Джордановского напряжения нет. Грамотная основательность - безусловно, полдела, но не целое дело. Если бы не последние фразы рассказа, поставил бы 5.
Оценка: 6.
Фокино «Как Брукс хотел быть писателем»
Хорошая идея. И хорошая реализация. Правда, рассуждениям об автоматике в творчестве уже довольно много времени: помню, например, мы с приятелем, от нечего делать, придумали самоиграющую гитару. Потом-то мне стало понятно, что из-за такого и пропадает вся прелесть для музыканта… как и для писателя, как и для любого творческого человека. Если он по-настоящему творческий, для него неприемлема программность. Стандартность. ГОСТ, одной аббревиатурой. По крайней мере, в форме нерушимого канона. Современная российская фантастика не оттого «плохо себя чувствует», что нет нужных самопишущих средств, а потому, что её авторы разучились пользоваться более надёжным, хотя и сложным инструментом, который даст сто очков форы самой совершенной программе, - Фантазией. А рассказ, конечно, не об этом. Концовка хорошая. Всё в этом произведении сделано на твёрдую «четыре», по моему мнению, кроме, пожалуй, композиции, довольно простой и очень стремительной. Приписка в конце – статистика – вроде бы тоже к месту. Правда, я бы предложил взаимоувязать элементы этого короткого рассказа: якобы низкую оценку истории Дженн, саму Дженн, автора рассказа и главного героя, программу, шедшую по телевизору…; в нынешнем варианте они не увязаны, то есть не представляют собой системы, а просто дополняют друг друга. Система – это, допустим (первое, что пришло в голову), мир, где карается и уничтожается любое творческое начинание, куда привносится личность, индивидуальность. Согласен, идея более минорная и менее юмористическая, чем рассматриваемый рассказ, но, повторюсь, лишь приводил пример. А в остальном – хорошо.
Оценка: 7.
Ранжир финала
С учётом поставленных оценок и моего видения, рассказы в финале я расположил в следующей «иерархии»:
I место. Её глаза (6 баллов)
II место. Зеркала лгут (5 баллов)
III место. Красная шапка (4 балла)
IV место. Как Брукс хотел быть писателем (3 балла)
V место. И сказал он слово (2 балла)
VI место. Люди-костры (1 балл)
__________________
Мы всего лишь тени и пыль...
|