Здравствуйте, дорогая моя Эдвина Люнишна. Во первых строках своего письма спешу вам сообщить, что у меня для вас несколько новостей: плохие, очень плохие и ужасные. Садитесь поудобнее, наливайте чаю, запасайтесь пироженками. Начнем с известий просто хреновых и понемногу будем переходить к главному…
Во-первых, в вашем рассказе нет эльфов и паладинов. Во-вторых, в нем нет инопланетян и рыцарей джедай. В-третьих, в нем нет темы сисек, ибо хоть Селену просили, но майку она так и не сняла. То есть вы понимаете, что молодежная аудитория уже идет лесом? Но мы пойдем не в лес, а присядем и в обнимку с кружечкой крепленого кефира порассуждаем, чего же еще в рассказе нет?
Невозможно представить написание хорошей истории без вспышек вдохновения, но она, хорошая история, редко оказывается написанной спонтанно, под действием
психотропных веществ импульса. Случайные удачные детали, сцены, диалоги или глубокие мысли не останутся незамеченными, их будут заслуженно хвалить, но при этом отмечать, что «чего-то не хватило», «не цепляет» и плавно отправлять в сторону автора тонны кирпичей. На месте автора можно снова и снова возвращаться к удачным деталям, обыгрывая их то так, то эдак, но цеплять все равно не начнет, пока мозаика из отдельных мыслей и сцен не выстроится в сюжет, который можно назвать захватывающим. События, его составляющие, и их компоновку во времени стоит продумывать таким образом, чтобы читателя постоянно держал в напряжении некий интерес. Отчасти, вам это удалось с помощью конфликта с молодым человеком и с помощью сцены в больнице. Увы, слишком большая часть текста посвящена описаниям мира Это утяжеляет историю и тормозит.. Даже диалоги персонажей старательно знакомят нас с президентом, больницей и проектом. Возможно, стоило отказаться от создания подробной картины мира в пользу романтической линии или социальной драмы? Или включения мета-истории, вплетенной в основной сюжет? Расскажите мне чуть больше о Селене, об Акио? Любят ли они детей, играют ли в покер, на что готовы ради любимых печенек? Сделайте их живыми, похожими на меня. Конкретные решения есть: из рассказа можно сделать детектив, приключение или триллер, не добавив новые детали к истории, но собрав ее заново, как конструктор.
Не было в вашем рассказе яркой истории. Было множество ярких лоскутков, сшитых в одно большое одеяло, но назвать их картиной, э-э-э, язык не повернется. Гонки – больница – эксперимент – революция. Все эти четыре части дают четкую картинку, но слабо коррелируют друг с другом. Попробуйте пересказать собственное творение в двух словах? «Это история о том, как героиня, привыкшая крутить педали, чтобы жить, находит способ крутить, чтобы жить, руками». Ну, и? Свернула ли Селена горы на пути к цели? Совершила ли какой-то выбор, прозрела или может быть ошиблась в чем-то? Если да, то в чем? В своем отношении к инвалидам? Вы довольно смело, размашистыми мазками рисуете антиутопию. Концентрированный сферический велоидиотизм в вакууме. Мир будущего, в котором нужно крутить педали, чтобы чего-нибудь дали. А для того, чтобы у крутящих не возникало когнитивного диссонанса между естественной леностью человеческой натуры и перманентным деятельным качением, видимо, применяется промывание мозгов вплоть до полного разжижения серого вещества. Селена свято верит, что пока она крутит – земля вертится. Вертит наша неугомонная, вертит, и самая огромная проблема в ее никчемной жизни – это свидание в забегаловке, вместо обещанного фешенебельного ресторана. Эгоистка чертова, но, пока она, значит, вертит хвостом, откуда ни возьмись, ворона залетела в турбину самолета, простите, меня иногда несет, велосипедный замок попал в спицу колеса – велик под откос, кровь, кишки, нелепая недосмерть.
Где томление духа, где борьба за светлое велосипедическое будущее или наоборот - против системы, где романтика, где сопли, где секс, в конце концов,где хоть что-нибудь? Воля к жизни у главной героини таких размеров, что может сдвинуть с орбиты малую планету, но сама жизнь где? В Селене нет ни малейшего намека на амбивалентность, на рефлексию, внутренний конфликт. Даже наивной мечты и то нет; она как Кристен Стюарт на экране – все время с одним выражением лица.
Встретив в заголовке словосочетание «колесо сансары», я искренне ждал хоть какой-нибудь, пусть даже самой завалящей и затертой до дыр философской мыслишки. Где там? Все в кучу. Тут вам и мир, где народ кормится кручением педалей, тут вам и животные, которые крутят, и активисты из Гринпис, борцы за права братьев меньших, тут вам и гонки на велотреке, тут вам и Пепепе и какая-то безымянная оппозиция к нему, тут вам и тема нераскрытых сисек и покалеченные судьбы. У-у-у. Что есть от настоящих судеб? Ничего, кроме обреченности. У Селены нет выбора: крутить или не крутить? У нее не возникает вопрос: а нахрена все это? Она просто крутит. Потому, что так принято. Можно было довести героиню до края, подчеркнув, что именно слепое, бездумное следование стереотипам ведет в полную жо… в смысле, к полной деградации личности. Что человеку нужна цель, подчиненная здравому смыслу, а это в конечном счете всегда собственное, а не чье-то там счастье. Если вам не по нутру экшн драками на небоскребах и криками "No-o-o!", можно было бы устроить диалог с читателем на тему, что круче – индивидуализм или социализм? Но нет. Селена зачем-то ограничилась строго дозированным выжиманием сочувствия к инвалидам. Мол, такое может с каждым вполне произойти. Я, наверно, бесчувственный, эгоистичный, тупой болван, но не могу проникнуться состраданием к идиотам.
А разве можно назвать другим словом людей, которые ни о чем не мечтают? Только о том, чтобы жить и крутить. Если это и была ваша цель, то она достигнута.
Классическая история не просто приводит протагониста к некой критической точке, но меняет его в ней. Ваши же герои как были, так и остались безмозглыми болванчиками. Отрубите им ноги – они будут крутить руками, отрежьте руки – будут из последних сил крутить языком, лишите языка – они поползут на ушах. Да, у них есть воля к жизни, но что значит жизнь без смысла? Куда они катятся? В месте, где нужно было поставить жирную точку, наляпана ересь про какие-то подковерные интриги и готовящиеся путчи, в которых нашу героиню используют вслепую. Но никакой разницы между Пепепе и его оппозицией нет. Нет потому, что ни одна, ни другая сторона ни разу за весь рассказ нигде не обозначила собственную позицию. И вот в этом главная беда. Миру, который вы создали, не хватает цели, точно так же, как нет ее у Селены. Добавьте ее, и, возможно, мир начнет вертеться. Без простейшего достижения цели, с превозмоганием или без, а то и без облома, нет ни одной истории. Художественная ценность рассказа без упомянутых вещей равна нулю.
Печеньки закончились. Пойду за второй порцией. Вам каких? С изюмом или без