Показать сообщение отдельно
  #32  
Старый 04.11.2013, 14:21
Аватар для Reistlin
Маг
 
Регистрация: 30.05.2012
Сообщений: 8,254
Репутация: 980 [+/-]
Инь-Янь Отзыв "Тёмного" критика - ar_gus

Непростой рассказ довелось мне прочесть на этот раз. Вот вроде всё в истории на месте: и сюжет фэнтезийный, и язык по большей части соответствует не самым худшим образцам жанра - а сказать: "Отличное произведение, автор!"... Нет, не получается. Причины этого представляются во многом типичными, чтобы не сказать - традиционными, и обнаруживаются на разных уровнях.
Подобно многим представителям жанра, рассказ уважаемой Ирэн Адлер, несмотря на краткость, видится местами избыточным - как в плане событийном, так и в деталях. Однотипность, цикличность происходящего с героями в Туманном овраге внешне, казалось бы, оправдывается изображением различных поведенческих реакций. Вот только так ли уж необходимо читателю знать все четыре истории? Зачем? Показать, что герои различны, жизненные ситуации не слишком схожи, но путь избавления от вины один - признание и смирение? Даже в случае аккуратнейшего подхода к решению этой задачи и идеального исполнения при нынешнем объёме произведения четыре повтора явно избыточны. А в нынешнем виде, увы, добавляются дополнительные проблемы, речь о которых чуть ниже.
Некоторое недоумение вызывает также, например, появление в рассказываемой истории Перстня Совести. Едва ли к моменту завершения рассказа про Блэдри среди участников приключения или среди читателей отыщется кто-нибудь, не понявший сути происходящего. Да и сущность этого артефакта странна: он просто не оправдывает названия. Конечно, в полном соответствии с предсказанием Фиолетового Берета
Цитата:
На самом деле это Перстень Совести… он будет с тобой до конца твоих дней как напоминание о бесчестии, что ты совершил в лачуге старика Бокхарда…
перстень остаётся с героем до его гибели. Но позвольте: где же муки совести? Угрызения, страдания, борьба с собой? Ничего подобного не происходит, а последнее деяние Блэдри продиктовано не совестью и даже не страхом - гневом.
Однако основные проблемы рассказа связаны с внутренней логикой событий и поведения героев. Разумеется, принадлежность произведения к фэнтези несколько смещает акценты. Однако, согласно традиционным представлениям, действие должно происходить в условно-средневековом антураже; и некоторые детали, кажется, призваны укрепить читателя в таком восприятии. В этом случае логично ожидать соответствующего поведения от представителей определённых социальных групп. Оставим на совести автора действия слуги (!), позволяющего себе не просто заговорить без спроса - ослушаться прямого приказа госпожи. Также в принципе можно игнорировать мягко-снисходительную реакцию на это присутствующей знати. Куда удивительнее поведение Блэдри и Кенвальда.
Скрытый текст - Мы же помним:
к моменту начала рассказа оба они - наёмники, согласившиеся отправиться в поход за плату. Но при этом оба:
а) не удосужились выяснить, что их ждёт - настолько, что узнают о людях-кострах и потенциальной опасности со слов мальчишки;
б) даже узнав, что на самом деле происходит, не меняют поведения.
Особенно удивляет второй момент. Опасность реальна, имеет магическое происхождение, но наёмники не требуют дополнительной платы, не бросают героиню, решив, что своя шкура всяко дороже? Нетрадиционные какие-то персонажи. И если в смелость и благородство одного поверить в принципе можно, то для Блэдри попытка скрыться выглядит более вероятной. Сам по себе когнитивный диссонанс, конечно, не страшен - свежий взгляд, новое прочтение... Но должно же быть какое-нибудь обоснование? Нежелание быть обвинённым в трусости? - Недостаточно; к тому же наёмник не мог не понять по первым "сказкам": раскроется не самая приятная и приглядная страница его похождений. Настолько нужны были деньги, что он превозмог страх и наплевал на опасность? Но в рассказе нет ничего подобного; не дело читателя - досочинять за автора...
Логика событий при пристальном взгляде тоже представляется странной. Автору наверняка уже помянули и "Долину совести", и одноимённого джинна - но... Люди-костры не могут (как это представляется на первый взгляд) быть в некоторой степени двойниками героев, персонификацией их совести или вины: стройную картину портит история Эльфрига. Угрызения совести явно не его удел, ибо вины - истинной или мнимой - за мальчишкой нет. Страх... едва ли. Стыд? Тогда отпадает Блэдри. Если же допустить, что поведение обитателей Туманного оврага направлено на банальную проверку терпения и умения слушать - рассказ просто теряет всяческий смысл.
Отдельная проблема рассказа видится мне, как ни странно, в большом количестве аллюзий. Помимо уже упомянутых произведений навскидку можно, например, провести параллель между Вильямом Вильсоном и сэром Блэдри в их гибели. И маячит за многими рассказанными событиями петушиное перо Великого Здрайцы Фиолетовый Берет. Само по себе это неплохо, да и произведения далеко не худшие. Однако аллюзии не могут быть самоцелью, их задача - дополнять рисуемую автором картину; добавлять "тайное знание", дающее опознавшим отсылки добавочные оттенки. Для рассматриваемого рассказа этот приём не работает: читатель обнаруживает параллельные "ветки", мало что дающие в плане восприятия данного произведения. Они размывают картину, лишая интересную работу изрядной доли самостоятельности: слишком ярки, почти навязчивы подсказки.

__________________
Я вижу то, что узреть другим не дано...
Любящие сердца всегда найдут способ быть вместе
Не боги дают силу. Она живет внутри нас...




Последний раз редактировалось Reistlin; 04.11.2013 в 22:22.
Ответить с цитированием