Сталинград
(Stalingrad, 1992)

- Если бы я не видел, что мы движемся, я бы подумал,
что мы уже десять часов стоим на месте.
- Да. Россия большая.
В преддверии выхода одноименного фильма Бондарчука было особенно любопытно посмотреть на взгляд с проигравшей стороны. Тема Второй мировой близка и болезненна не только для советских кинематографистов, которые культивировали образ доблестных защитников родины и зверских фашистов, хотя для других это не повод проявить мученическую отвагу, а порой как позорное клеймо. Немецкий режиссер Йозеф Вильсмайер пытается с трезвой головой взглянуть на жестокость войны, не ударяясь в привычные представления о беспричинной бесчеловечности германской армии.
“Отлично, зададим Иванам трёпку. Мы возьмем этот город за три дня”
Довольно самокритично снимать военный фильм о проигранном сражении и даже вставлять диалоги о пренебрежительном отношении, признавая свои ошибки. Хотя в фильме не рассматриваются причины поражения. Не воспевают силу русского сопротивления, и не осуждают свою слабость даже при наличии намека о гордыне и излишней самоуверенности. Основной упор делают на разобщенности, где мораль подавляется страхом, вынуждая дезертировать не по зову самосохранения, а чтобы не потерять остатки своей человечности.
На контрасте с «Иди и смотри», где даже русские перебежчики поддавались общему настрою жестокости, герои из «Сталинграда» проявляют верх человеческого благородства и заступничества. Попытка договориться о временном прекращении огня, обмен едой, попытка спасти ребенка от расстрела. Конечно, связанные запретом контактов им проще не питать даже малого сочувствия к врагу.
Фильм вышел будто оправдательным, дабы развеять мысль, что все фашисты одинаковы. Но находясь на стороне агрессора, люди не могли сплотиться ради защиты родины и спасения своих детей. Тут была моральная трещина между людьми, которые с радостью совершали зверства, и которым приходилось переступать через себя в страхе нарушить приказ.
Бои выполнены на среднем уровне. Чередование общих планов с крупными ракурсами атак способны обрисовать масштаб лишь в голове. По факту все очень камерно, а постановка простовата, но не лишена жестокости, что в очередной раз подчеркивает ужасы войны.
Наиболее сильной сценой фильма является эпизод с принудительным расстрелом пленных. В ней еще больше раскрывается образ человека, который из-за своих моральных устоев готов пожертвовать своим именем, осознавая, что вымоченная в крови лояльность становится красной дорожкой в Ад.
Достойный фильм о войне, не ставящий во главу масштабность или динамику происходящего. Не делающий упор на экшене. Он показывает негуманную силу войны, способную либо разрушить человека изнутри, либо сделать его предателем.
7.0