Показать сообщение отдельно
  #66  
Старый 14.10.2013, 12:35
Аватар для Гиселер
патологически честен
Победитель Литературной Викторины
 
Регистрация: 14.03.2006
Сообщений: 7,181
Репутация: 2632 [+/-]
В субботу сходил на «Сталинград». Неожиданно хороший фильм, особенно в свете нынешних реалий отечественного кинематографа.

Оговорюсь сразу – я не являюсь ярым хулителем творчества Федора Бондарчука. Из откровенных провалов вспоминаю разве что «Обитаемый остров». Та же «9 Рота», если абстрагироваться от набившего оскомину «основан на реальных событиях» - вполне годная военная драма. И сегодня могу пересмотреть с удовольствием.

Что касается «Сталинграда», то это уже откровенно художественный вымысел, в котором собраны многие общепринятые штампы понимания той битвы. Город в руинах, истощенные солдаты обеих армий, оборона абстрактного «дома Павлова», самоубийственный «раш» пехоты на пулеметы противника и т.д. Все это было, все это – правда. Откровенного вранья в фильме нет, есть просто гротескное представление всей Сталинградской битвы. Как, например, в сериале «Школа» Гай Германики гротескно представлена жизнь усредненного коллектива усредненной российской школы. Хорошо это или плохо? На мой взгляд, у Бондарчука получилось скорее хорошо.

Невозможно ведь снять фильм, который передал бы каждый эпизод многодневного и кровопролитного сражения. На это не хватило бы никакого экранного времени. Заявки на это делались в киноэпопеях, но этот поджанр предусматривает особые условия подачи сценария. Либо масштабность и размах – либо конкретная история о судьбах конкретных участников. Бондарчук избрал для себя второй вариант. И тут возникает справедливый вопрос – заслуживает ли полученное на выходе громкого названия «Сталинград»? Не заслуживает.

Действительно масштабное полотно – это только самый первый бой: форсирование Волги и попытка захвата неприятельских позиций. Начало, чего уж греха таить – грандиозное. Не дотягивает до высадки на Омаха-бич в общеизвестном фильме, но ничего подобного в российском кинематографе еще не было («Брестская Крепость» не в счет – это все-таки скорее белорусское кино). Эпично, пафосно - но при этом грязно и страшно. Примерно так оно все и было на той войне. Кто утверждает обратное –врет. Атака горящих солдат смотрится великолепно. Неприятель также показан без перегибов – обыковенные солдаты, выполняющие свою роль. Штурм укреплений, перестрелки – все выглядит максимально достоверно. Особенно порадовала «озвучка» стрелкового оружия – в кои-то веки винтовки, автоматы, артиллерия и разрывы снарядов звучат правдоподобно, а не наподобие «пукалок» из какого-нибудь шутера. Выглядит все это не менее внушительно. Согласен с плеядой критиков, которые рассмотрели в этом фильме затраченные 30 000 000 $ - они все там, в изображении и звуке. Жаль, что заканчиваются данные средства слишком быстро.

Если подробнее о графическом исполнении, особенно напрягали две вещи. Во-первых, подробная прорисовка авиации и особенно падающего бомбардировщика. Видно, что старались, но компьютерная графика все равно режет глаз. И как одна из первопричин этого – чрезмерное увлечение Федора замедленной съемкой. Просто какое-то бедствие «Сталинграда». Каждый второй солдат, картинно спрыгивающий в окоп, начинает раздражать уже во время первого боя. Не зря получил «Оскара» оператор «Спасти рядового Райана» - вот там камера создавала ощущение динамичности происходящего, не скатываясь при этом в неразборчивое мельтешение. «Сталинграду» до подобного, к сожалению, еще далеко.
Ну и в качестве мелкого антибонуса, который подсказала мне девушка: у любовницы немецкого капитана укладка волос на голове всегда идеальна. Понятно, что Федор старался придать сексуальности образу и без того красивой девушки. Но очевидно, что с реалиями подвальной жизни подобная красота не имеет ничего общего. Главную героиню, в оправдание, хотя бы в ванне искупали. И то, даже после этого ее прическа не столь идеальна. ;)

После «затравочного» экшена сюжет приобретает размеренность и даже легкую затянутость, повествуя о жизни участников того ада, которым являлась Сталинградская битва. Есть удачные находки, динамичные эпизоды, картинка и звук продолжают радовать. Но сам фильм все больше превращается в психологическую драму, в которой и любовная линия проходит скорее не благодаря, а вопреки (что есть несомненный плюс). Вот это, на мой взгляд очевидная наметка на «Оскар», толика достоевщины в общий котел. Хорошо или плохо? Это дело вкуса. Мне понравилось, хотя ближе к середине фильма я уже четко осознавал, что это никакой не «Сталинград». Подобная драма могла бы разворачиваться и во времена Столетней войны, и на пустошах пост-апокалипсиса – не суть важно. Героическое удержание пункта «X» - это не есть новаторство. Но и банальность можно красиво преподнести – вот это у Бондарчука получилось.

Отлично изображен противник, но пусть не хорохорятся пролиберальные критики в духе: «В «Брестской крепости» звери, а в «Сталинграде» - живые люди». Потому что немцы под Брестом и под Сталинградом – это совершенно разные немцы. С совершенно разной психологией: завоевателей в первом случае и истекающих кровью приспособленцев во втором. Под Сталинградом для большинства не то, что офицеров- даже рядовых солдат очевидно, что война складывается не так, как представляют ее агитки Геббельса. Понимает это и главный злодей антигерой картины, тем не менее связанный вековыми традициями и чувством долга. Бондарчуку удалось выдержать характер этого персонажа, пусть и несколько «перегнув» с эмоциями – в этом плане честь ему и хвала. Не менее качественно получился командир отряда разведчиков: суровый профессионал с идеалистическим мировоззрением. Расстреливающий солдат с точки зрения военной целесообразности, а не потому, что он кровавый упырь режима. Все это вроде бы мелочи, но они придают «Сталинграду» тот самый светлый оттенок, которого нет в большинстве идеологически огаженых военных фильмов, показательным примером которых являются незабвенные «Утомленные солнцем 2». И таки да, страшно представить, но в «Сталинграде» нет… Сталина! Может быть это и есть эталон сценария, в котором основной упор делается на героизм советского народа? Может быть значимость одного не всегда достигается огаживанием другого?

Финал у картины закономерен, банален и, на мой взгляд, скомкан. Тот редкий случай, когда об отечественном кино можно сказать: жаль, что не отсняли больше. Поменьше бы достоевщины, побольше экшена (в дневное время суток) – и мы получили бы выдающийся военный фильм. Но и то, что вышло на экраны кинотеатров в октябре разительно отличается от львиной доли подобных картин отечественного (а в частных случаях – и мирового) кинематографа. Не смотря на вероятность успеха, такой фильм не стыдно отправить на «Оскар». Так как это реально лучшее, что сняли в России в текущем году.

Моя оценка 8/10. Если отечественное кино будет развиваться в подобном ключе, у него определенно есть будущее. Пусть и как у вторичного по отношению к Голливуду продукту. Но вторичность зачастую получается куда убедительнее «нашего ответа». ;)
__________________
Я потерял равновесие... И знаю сам —
Конечно, меня подвесят
Когда-нибудь к небесам.
Ну так что ж! Это еще лучше!
Там можно прикуривать о звезды...


Ответить с цитированием