Сразу оговорюсь, а не делал поблажек на то, что Вы начинающий автор, а лишь отмечал те проблемы текста, которые заметил. Поэтому мои слова могут больно ранить, так как проблем хватает. Но стоит воспринимать их не как попытку показать, что писать Вам не следует, а напротив, как желание сделать Ваши истории интересней. Писать Вы умеете, и бросать это дело не следует, а вот работать над исполнением нужно.
История о том, как человечество само себя уничтожило. Неосознанно конечно.
Ключевая мысль повествования, посвящённая описанию того, что бывает, когда люди начинают верить в своё всемогущество, или же просто отдаются во власть своей лени, в литературе не нова. Действительно, в ходе всей истории цивилизации погибали в первую очередь в периоды, когда их сила казалась безграничной. Никто не мог поверить в то, что кто-то осмелиться бросить ей вызов, а когда это происходило, оказывалось, что и воевать-то некому, так как слишком давно не было войн, и люди просто разучились сражаться. Так пал Рим, Византия и многие другие империи. Наверное, оттого этот сюжет столь популярен. Автору тоже захотелось использовать его. Благо, он сам по себе интересен тем, что при должном исполнении всегда можно избежать вторичности. Бери основную идею и прививай её к своей ситуации и своему уникальному миру. К сожалению, этого-то у автора и не получилось. Автор умудрился собрать в тексте все штампы, какие только мог. Тут и война машин, и клоны и виртуальная зависимость и страх перед технологией. Впрочем, об этом позднее. Тут важно то, что текст не смотрится авторским, а смотрится этаким винегретом, состряпанным из вставок из «проверенных» компонентов. Признаться, после появления клонов, стал подумывать о том, какую ещё за «пасхалку» приготовил автор. Может вторжение инопланетян или Годзиллу?
Честно скажу, читать такой текст было не интересно. Именно по причине того, что не чувствовалось чего-то уникального. Пусть не нового, но хотя бы по-новому показанному.
Но как не странно, это полбеды. Польше расстроил сам сюжет.
Рассказ уникален тем, что в нём обычно рассматривается один вопрос, или одна проблема. Отсюда одна, ну максимум две сюжетные линии. Тут же их шесть! Автор попытался поговорить с читателем о конце света, о восстании машин (эти две ветви совместимы), о беспомощности исполнительной власти, о проблемах клонирования, о виртуальной зависимости и о Боге. Многовато. Если бы удалось, всё это как следует раскрыть, вопросов не появилось бы. Но ведь не получилось. Каждая ветвь всплывает неожиданно, и чаще всего незаметно исчезает, так и не раскрывшись. Прописано всё поверхностно, и что самое главное, скачкообразно. Автор прыгает от одного вопроса к другому, так и не сумев определиться, что же для него важнее. Главная же, по мнению автора идея – мир без Бога обречён - и вовсе выскакивает в финале, как чёртик из коробочки. Она нечем не подкреплена и ничем не обоснована, кроме, разумеется, веры самого автора. Смысл рассказа, что каждой строчной вы должны подтверждать свою позицию, раскрывая вашу идею, и стремится увлечь читателя ею. Тут этого нет. Герой вроде не особо верующий. Он не думает о Боге. Мы вообще не знаем его отношение к Вере. Он не ищет Бога и не хочет получить от него вопросов, он не стремится показать, что всё творящееся следствие безбожности. Вопросы Веры вообще отсутствуют в тексте. И тем не менее, в финале мы узнаем, что именно об этом был рассказ. Если так, то почему это никак не прослеживается? Отсюда, финальные мысли смотрятся бессмысленными. Жалкой попыткой найти оправдание не в себе, а в высшей силе. Увы, но именно так.
Кусок с «похождениями» дочки героя в «виртуале» я и вовсе читал сквозь пальцы приложенной к лицу руки. Опять же автор решил неожиданно поговорить о проблеме, но вот только для всего, что было перед этим, данные события в принципе не нужны. И это без учёта того, что сам по себе момент с сектой в сети прописан как-то наивно, что ли. Вроде автор о серьёзных вещах пишет, но отчего-то хочется смеяться. Но это всё мелочь.
Ещё раз повторю, не стоит пытаться запихнуть в рассказ столько вопросов. Каждый из них отнимает внимание читателя от ключевой идеи и ужасно утяжеляет сюжет, за которым становится просто неинтересно следить.
Впрочем, не скажу, что текст совершенно мне не понравился. Если к сюжету и к главной идее есть вопросы, то вот исполнение не плохо. Не скажу, что всё великолепно, но, тем не менее, сам текст читался в принципе легко. То есть автор умеет излагать свои мысли. Это уже не мало. Ещё понравились образы героев. Особенно Ала. Они законченные и запоминающиеся. Таким героям, как Ал и Тина, хочется сопереживать и следить за ними. В первую очередь благодаря им и дочитал текст.
И как уже и говорил, сам сюжет по задумке был неплох. Но всё ненужное стоит всё же выбросить. У вас ключевой момент противопоставление людей и машин. Вот и сосредоточитесь на нём. А если точнее, на восприятиях этой войны Алом и Тиной. Сделайте это ключевым моментом. Ведь у вас явное противопоставление позиций самих героев – пессимиста и оптимиста. На этом акцентируйте повествование. А всякая ерунда с «виртуалом», клонами и прочим не нужна. Ну и конечно же развивайте идею о Боге, или убирайте её вовсе.
Скрытый текст - замечания:
1. Планета Элион в созвездии Лангуста из космоса казалась фиолетово-оранжевым шаром. На орбите было множество всякой космической техники: спутники, звездолёты, курсирующие по курсу Элион – Луна Дэккара, космические станции и, плюс к тому, всякий космический мусор. До катастрофы оставалось 20 часов.
(Абзац шедевр. Самая незначительная его проблема это наличие однокоренного слова – космос и космической. Идём дальше. Фраза «Множество космической техники» также стоит изменить. Тут проблема в слове «множество». Оно переводит повествование из разряда «художественный текст» в разряд «сочинение». Следующая жемчужина сокрыта в раковине перечислений. Вы пишите о технике, а заканчиваете мусором. В принципе тут вопрос не к самим словам, а к предложениям, в которые они компонуются. Кусок «И плюс тому…» лучше сделать самостоятельным предложением. Так и фраза станет не такой сложной и ощущение, что мусор относится к технике, исчезнет. Ну и главный вопрос – откуда герой узнал, что до катастрофы 20 часов (кстати, мне кажется, двадцать лучше словами написать)? Из фрагмента складывается ощущение, что автор описывает ощущения героя. А нерой не может знать, что меньше чем через сутки его мир умрёт.)
2. А правительству на все (всё) наплевать!
3. Машинам всё могло служить оружием (так и вижу, как киборг убивает человека картошкой фри. Смысл понятен, но фраза неоднозначна. Более того, я не вижу необходимости в ней в принципе. Тут речь обо всём предложении)
4. безпощадная война (беспощадная)
5. Правительству хотелось сохранить инфраструктуру региона, на бомбардировку оно не решилось (Вопрос возникший после прочтения всего текста: «А чего они не долбанули когда поняли, что дела плохи?». В анклаве сосредоточено сердце империи Грэга. Разрушьте инфраструктуру, и враг будет вынужден замедлить наступление, поскольку перестанет получать необходимые ресурсы.)
Дальше отлавливать "блошек" не стал.