Антитела
(Antikrper, 2005)

Испытание злом
“Сомнение, оно как животное. Оно пожирает. Оно становится частью вас.”
Подобно множеству приличных режиссеров, Кристиан Альварт, ворвавшийся в мировой кинематограф «
Пандорумом» и «
Делом №39», начал свой путь с успеха на родине, который обеспечил фильм «
Антитела», рьяно повествующий привычную историю противостояния. Несмотря на фестивальный и критический успех фильма, в Голливуде, как и другие приличные режиссеры, он не закрепился. Да, «
Дело №39» было за что ругать. Было за что ругать и «
Пандорум», но именно им он смог напомнить, что можно успешно снять космический хоррор, прибегая к забытой уже схеме нагнетания пустотой и звуками из тьмы, а микс из клише и разнообразных приемов при правильном смешении рождает не уродливого монстра Франкенштейна, а запоминающийся фильм.
По схожему принципу стоятся «Антитела», повествующую историю противостояния маньяка и провинциального полицейского. Психологическую игру менталитетов и библейских аллюзий, раскрытую еще в «
Молчании ягнят» и «
Семи», на которые фильм временами ссылается. В принципе в фильме немало отсылок, среди которых не только фильмы о Ганнибале Лекторе или лента Финчера, но и классический «
Повелитель мух», подкрепляющей поднятую тему детской жестокости.
Ожидал увидеть Ганнибала Лектора?
Две сюжетные линии, про пойманного маньяка-педофила и провинциального полицейского, пытающегося восстановить разрушенную идиллию маленького городка, переплетенную со вставками прошлого, объединяются в одну историю причинно следственных связей и психологических уловок. Михаэль, желая вернуть покой своему селению, отправляется на допрос к Габриэлю, дабы узнать о его причастности к убийству местной девушки. Тогда и начинается их психологическая и словесная игра с четкими условиями, похожая на игру волка с неопытным ягненком, где у каждой стороны свои цели, свои риски. Тогда же и происходит своеобразное искушение, где в роли Дьявола выступает жестокий маньяк, а герой ступает на путь грехопадения. Дуэт Андре Хеннике и Вотана Вильке Мёринга отлично дополняет фильм, где Хенник до жути убедителен в образе маньяка, а Мёринг пошагово отходит от скромного добропорядочного типажа в направлении жестокости и пороков.
“Ведь зло – это вирус. Смертельно опасный вирус. И ты уже инфицирован.”
Можно так же сказать, что это история не о серийном убийце, несмотря на вступительный монолог, а о вторжении Зла, которое лишает покоя и разрушает изначальные представления. Убийство Люсии Флидер, не вписывающуюся в область интересов маньяка, вызывает подозрения и паранойю у всего селения, и в первую очередь у героя, который боится подтверждения своих подозрений, на что его еще сильнее наталкивают разговор с Гибриэлем. И вот тут Габриэль выступает как соблазнитель, являясь не конкретным, а абстрактным злом. Движущей силой, приведшей к подобным подозрениям, искушениям и сомнениям. Все это находит отражение так же в религиозных мотивах, особо ярко проявившихся в конце.
Не менее важным элементом становится финальные твисты, хотя здесь закрался один казус.
Скрытый текст - Для смотревших - Жутко СПОЙЛЕР:
Начать хотя бы с того, что он имеет двойную обманку. Как для зрителя, так и для персонажа. Более того, обманный поворот можно разглядеть на подходе еще на 26й минуте фильма, когда дочь героя называет брата “настоящим дьяволом”. С этим приходит уверенность, подкрепляемая дальнейшими деталями, что в смерти местной девушки виноват именно сын героя, о чем с двойным упорством начинает намекать и наш маньяк. И вот когда уже начинаешь обвинять фильм в слишком долгом сокрытии правды, очевидной с самого начала, открывается та самая правда, скрытая за правдой. Её, конечно, тоже можно разглядеть, если вспомнить другие фильмы с обманками или структуру отвлекающего маневра, но в тот момент моя вера была слишком сильна, чтобы подвергать эту уверенность сомнению.
Крепкий фильм, молодого тогда еще режиссера, который будучи ограниченным в бюджете, выезжал на ярких художественных приемах. А напряженность происходящего и хорошая постановка способствуют наслаждению всем повествованием.
8.0