"Белые" - часть первая

Скрытый текст - Критика на рассказ на рассказ Тракторбек - Ржавчина на янтаре - Уши_Чекиста: Прочитал и позавидовал белой (я же белый рецензент) завистью своему "черному" коллеге. Он наверняка оторвется по полной программе, а мне (белый цвет обязывает) придется хвалить...
Что в рассказе есть хорошего?
Например, фант.допущение. Оно простое и вместе с тем масштабное: в будущем производители всей микро- и наноэлектроники перешли исключительно на углерод. Все платы только из него, родненького и делаются. Так стоит ли удивляться, где-то там в подвалах завелись наноботы, которые без зазрения совести жрут этот самый углерод?
Не могу сказать, что здорово разбираюсь в химии или микроэлектронике, но имхо довольно смелое предположение. Но об этом позже.
Так вот, что действительно понравилось: чувство ритма автора. Поначалу оно ему немного изменило, он то и дело бросался длинными предложениями, которые не очень хорошо смотрятся в рассказе такого объема:
Цитата:
Но Лене удалось поймать каких-то мелких тварей в отказавших микросхемах, и Вадиму тут же дали полномочия, людей, включая отряд спецназовцев, технику, включая самые надежные приборы — все равно заражены, но пару дней еще поработают.
|
Но зато к концу темп возрос, и автор грамотно завершил рассказ, на мой взгляд, как бы плохо ни было все то, что предшествовало последней фразе, она сама - удалась на все сто.
Со стилем, конечно, непорядок, как я уже говорил особенно в начале с балансом траблы, вихляет немного длина предложений, от чего читтель способен сбиться, но в целом читабельно.
Да, присутствует Избыточность. Там, где автор пытается прописать ситуацию четче, выходит слишком четко.
Цитата:
"рослые спецназовцы пригибались, чтобы не задевать верхушками касок связки кабелей"
|
Имеются ввиду вот такие каски? )
Если нет, то достаточно было написать просто: "касками", и читатель бы все понял.
Ну, а местами, где было бы неплохо момент усилить - только неброская фраза. Например, не хватало более четкого обоснования фантдопущения. Все-таки у нас 30к лимит, можно было бы и выложиться. Временами прямо требуется технические подробности. А их, к сожалению, нет.
Теперь плавно перейдем к претензиям.
Структура хромает. По сути дела первый кусок текста - вы вводите читателя в курс дела. Для меня этот авторский ход выглядит вот так:
Цитата:
Лена склонилась на планшетом. Сергей сидел рядом и хлюпал носом. Еще вчера он занимался обычно рутинной работой - подметал улицы города, а сегодня его назначили в опергруппу по поимке опсаного международного террориста. Недею назад кто-то убил президента, спецслужбы долго искали виновного, потеряли много людей, пережили кучу захватывающих пиключений, а потом все-таки как-то вычислили злодея. А поскольку камера видеонаблюдения ясно зафиксировала момент, когда террорист проходил мимо Сергея, того сразу включили в группу следователей! И вот теперь они все вместе - всей группой - сидели в засаде....
|
Иными словами, то, что можно было растянуть и сделать интереснее, вы сказали двумя предложениями. Хорошо это или плохо - решайте сами, конечно, но по мне - выглядит коряво. Все-таки я, как читатель, больше люблю "видеть" события, чем слышать о них. Если б вы расписали "в прямом эфире", как герои ловят коварных наноботов, было бы интереснее. Но в этом случае, и саму идею нужно развивать и углублять. И концовку менять, сами понимаете почему.
С другой стороны, можно вообще вырезать к чертям начало, дать один только экшен: герои пробираются сквозь завалы к этому самому микроскопу, по пути у них умирает техника, они ругаются, из обрывочных разговоров читатель быстро схватывает суть. А потом - тадааам! - финал. Тогда рассказ станет чистым анекдотом: короткими, но емким. И вопросов лишних не будет.
Я не большой специалист в области химии и микроэлектроники, но:
Как так вышло, что все микросхемы вдруг стали делаться из углерода? Я так понял, вы намекаете на нанотрубки? Но ведь не везде же их совать. Из спектр применения пока что узковат. Да и в любом случае, вряд ли все абсолютно микросхемы будут такими. Все-таки остануться такие, что не требуют никаких нанотрубок. В пользу этого могу заметить, что материалы, из которых изготавливают печатные платы сейчас не так уж сильно отличаются от тех, что были 20-30 лет назад. Хотя, вы как автор, конечно, можете все списать на технологическую сингулярность.
Дальше, вопрос по поведению наноботов. Жрут углерод. Хорошо. Сожрали смолу (янтарь), очень хорошо. Но в таком случае, они работают на самом что ни на есть атомарном уровне. Потому что молекула смолы - не есть молекула углерода. Соответственно, все, что содержит углерод, должно быть съедено. А значит, и человека схарчили бы за милую душу. Если вы настаиваете, что иммунная система человека сможет справится с подобной напастью, то все равно - волос человечество бы лишилось. И ногтей. И драгоценностей. Практически всего пластмассового, что есть в их жизни. Кстати, старому компу бы тоже конец настал - его бы они сожрали в первую очередь. И микросхемы бы тоже пострадали - все-таки пока что пластмассовую герметизацию еще никто не отменил.
Хорошо, допустим они себя ведут именно так, как ведут. Но ведь в таком случае, это реальная напасть! Катастрофа! Почему же на такое важное и ответственное мероприятие отрядили всего трех человек?
Еще вопрос: Вот получил по гранту профессор атомно-силовой микроскоп. И увез его куда-то в подвал тайный? Сам собрал и настроил? Удивительный парень! Это сложно, уверяю вас. Можно сказать, стоял рядом, когда собирали и настраивали вот такю штуку:
Трудоемкий процесс, требующий больших знаний именно технического плана и отличное знание программного обеспечение такого микроскопа. На коленке не соберешь. И тем более, просто так не посмотришь, и не разберешься, как это сделали герои.
И, что самое интересное, никто не заинтересовался этой фиговиной в подвале. Стоит себе, работает. А жрет эта штука, я думаю, огого!
Далее, получил грант... Но ведь должен был профессор как-то доказать, что ему грант нужен? Как-то ознакомить людей со своей работой. А в институте никто не заинтересовался, почему микроскоп ужасно дорогой стоит не в лаборатории, а неизвестно где?
И это не последние вопросы, просто я уже начал опасаться, как бы отзыв не стал больше самого рассказа, а мне вообще-то полагается текст хвалить. Я же добрый фей белый рецензент.
Итого: исполнение подхрамывает, текст - немного поверхностен. Начни задавать вопросы и сюжет сыпется.
П.С.
Цитата:
"И что было у того Погорельцева с этим микроскопом?
— Получил по гранту, — читал с планшета Кирилл. — Подал на следующий грант, просил еще сорок девять таких же микроскопов. "
|
Ох, не от сердца умер этот профессор. Думаю, лицо у него скоропостижно треснуло - спасти не успели.
Скрытый текст - Критика на рассказ Константин Малахов - Прощание с будущим - Sera: Приветствую, автор.
Для начала скажу, что я буду ругаться. Может быть даже громко. Потому что ошибок море, и они нуждаются в исправлении. Затем, я не буду указывать на все до одной орфографические и пунктуационные ошибки – с эти вполне справляется Ворд или в крайнем случае сервис текст.ру.
Общее:
Рассказ оставил очень противоречивое впечатление.
Есть одна истина, с которой сложно спорить: в рассказе должен быть герой. Даже не так. В рассказе должен быть Герой. Тот, на чьих плечах держится сюжет. Фокальный взгляд, которым читатель может видеть мир повествования. В данном случае героя нет – то есть совсем. Ни капельки, ни на секундочку. Есть автор, который через «Я» - символично, не правда ли? – высказывает свои мысли и рисует свою картину мира будущего, каким он её представляет.
Написано на редкость сумбурно. Герой появляется лишь для того, чтобы помахать ручкой – и моментально пропадает в потоке информации: путешествия на Марс, домик в степи, старый джип, которому в столь небольшом тексте уделено неоправданно много внимания, беспроводная энергия, гражданство… Всё свалено в кучу в одном абзаце. Поток мыслей, бессмысленный и беспощадный, выплеснутый на монитор в рамках порыва вдохновения. Рассказ превращается в лекцию, в сухую подачу материала.
Далее. У меня осталось чёткое ощущение, что автор сам с трудом представляет, что же произошло в его мире. Как-то так случилось, что люди обрели бессмертие и уподобились богам (виват, наука!), отчего природа обиделась и «перестала работать» (эта фраза – как контрольный в голову). Звери перестали плодиться и размножаться, потому что начал сбоить центральный процессор великой экосистемы планеты. Почему? Потому что наука.
В сухом остатке этакая помесь «Гаттаки» с «Эквилиблиумом» в виде сжатого пересказа ключевых моментов.
И лишь в последней четверти герой всё же проникает в ткань повествования. Эта часть наиболее удачна хотя бы потому, что начинается какое-то шевеление. Герой начинает шевелиться, вспоминает… пожалуй, чересчур утопично вспоминает, особенно если участь, во что к тому моменту превратились люди, но в такие моменты ему, наверное, вспоминается только хорошее. И вот именно в этих последних предложениях начинаешься потихоньку проникаться историей. Не трагизмом умирающего мира, а драмой одного её человека.
Ещё один плюс – мораль. Она есть. Это уже хорошо. Послание из будущего, которого может не быть, прошлому, которое не внемлет. Или из прошлого – в будущее. Заколдованный круг, закольцованная история. А значит, послание будет продолжать звучать снова и снова. Печальный итог.
Частности:
Первые предложения – и сразу ошибки в пунктуации. Уважаемый автор, сделайте зарубку на память: начало – это всё. По началу судят обо всём произведении. И если первый абзац не вызывает интереса (ужасает/даёт понять уровень грамотности автора), то дальше читатель не двинется. Потому что у читателя есть выбор и нет обязанности читать то, что с первых строк вызывает скорее сострадание к автору.
Вообще, на этом моменте остановлюсь подробнее.
Цитата:
Сегодня хороший день. Хороший день для степи. На небе ходят легкие тучи, закрывающие солнце, дует ветер и степь оживает. Травы шевелятся, создавая из степи живое море, деревья клонятся в разные стороны, словно общаясь с тучами, бегущими по небу.
Тот, кто думает, что степь всего лишь однообразные холмы никогда в ней не был.
|
Вот так начинать рассказ не стоит по нескольким причинам:
1. Начинать с описания природы всё больше становится дурным тоном. Классика, набившая оскомину, - это и есть дурной тон. Стоит запомнить. Ну, либо в описании природы должно быть что-то настолько уникальное, что оправдалось бы этот погрызенный молью приём.
2. Слово «степь» употребляется слишком часто на квадратный сантиметр. Можно оставить в первом предложении и последнем, остальное – удалить без всякой жалости. Или перефразировать, чтобы не было повторов слова и нескольких дее/причастных оборотов в одном предложении, тем более идущими друг за другом.
Подобный приём с постоянным повтором слова встречается у Галиной в повести «Бард», но даже там – на мой вкус – это смотрится не слишком удачно. Однако если у Галиной это приём, то тут скорее похоже на залипшее слово, от которого стоило бы избавиться ещё на стадии вычитки.
Цитата:
Тот, кто думает, что степь всего лишь однообразные холмы никогда в ней не был. Он не чувствовал в тот момент, какой огромный мир, словно ты попал в гигантский океан и наблюдаешь его изнутри.
|
В этот момент вы, автор, вступили на очень зыбкую почву. Вы апеллируете к читателю и его мыслям словами, начав словами «тот, кто думает». Апеллируете фактически с пустого места, потому что героя пока нет, а значит, говорит сам автор. Фактически выглядит так: если вы не были в степи, то думаете, что это однообразные холмы.
Подобное имеет право быть, но следует соблюдать осторожность и очень хорошо владеть словом, чтобы не вызвать отторжение. В данном случае, выбирая из двух зол, лучше бы вы продолжили описание без вовлечения в него читателей.
Цитата:
Даже не знаю, как ко мне пришла эта мысль. Я даже не знаю, кому я это рассказываю, никого ведь не осталось.
|
Первое – герой знает, зачем он это делает. И весь последующий текст это доказывает.
Второе – с величайшей осторожностью надо обращаться с такими выражениями как «не знаю», «как-то», «почему-то» и всем подобным. Это ловушка. Здесь легко ошибиться. Герой может не знать всего, но у него должна быть своя точка зрения. Пусть ошибочная, это ничего не меняет. Но если герой говорит «не знаю» - читатель тоже остаётся в неведении. И это касается не столько этого конкретного предложения, сколько текста в целом – там дальше есть моменты. Да и просто краткий ликбез.
Цитата:
Да что там говорить, мне 57 лет а на вид я просто 25 летний парень. Да и не только на вид, все мое тело работает как 25-летнее.
|
В этом случае числительные лучше писать словами.
Цитата:
По сути, я бессмертен естественным путем. О как мы радовались. Мы были властелинами мира. Можешь выглядеть как хочешь, работать где угодно – а почему нет? Не силен физически – легко сделают твои руки такими, что сможешь гнуть подковы. Не дается наука, язык? Не проблема – программатор мозга исправит все. Я хотел выучить китайский язык, да лень было идти в компанию по изучению языков.
|
Я – мы – я – мы… Так «я» или «мы»? Не надо так мешать. Либо общее от «мы», либо от «я» на конкретных примерах. Не вместе, не так. Предложения рассогласованы и кое-как собраны в кучку. Собственно, большей части абзацев это касается – рассоглосования всюду, куда не кинь взгляд.
Ищите синонимы, ищите верные слова.
Цитата:
После того, как была запущена бесплатная энергия, люди решили, что будет некрасиво, если человек не будет служить обществу.
|
Фраза убивает правдоподобность наповал. Неправдоподобно ни на грамм.
Цитата:
Если ты работаешь – тебе присваивается статус гражданина и пользуйся энергией.
|
Пахнуло Хайнлайном и «Звёздным десантом».
Цитата:
Наверное вы думаете – ну и что ему не живется в этом раю на земле? Вот тут начинается самое интересное.
|
Не надо заигрывать с читателем. Это надо делать либо виртуозно, либо никак. В вашему случае, на данном этапе, вариант с никак предпочтительнее.
Цитата:
Люди перестали развиваться. Новорожденные дети могли пять лет оставаться такими, а затем свободно заговорить. У многих людей развитие наоборот прыгнуло вперед. Многие потеряли способность учиться и знания им можно было заложить только в лаборатории. Даже простое размножение в половине случаев не работало. Люди превратились в биологические машины и их судьба была только обучать себе подобных, вгоняя им в голову информацию о том, как потом в лаборатории загнать жизненную информацию другим.
|
Чего? Вот этот абзац – это совсем фэйспалм. Предложения противоречат друг другу прямо на ходу. Люди перестали развиваться – нет, развитие у многих прыгнуло вперёд – нет, многие потеряли способность учиться – нет, их судьба обучать себе подобных. Это взрыв мозга. Я так полагаю, что ясных представлений о физиологии у вас нет?
Умоляю, пишите о том, что знаете. Потому что если напишете наобум, сочините, найдутся люди, которые это заметят. Вот в этом случае провал колоссальный.
Цитата:
Правда, осталось несколько тысяч человек, которые не очень признавали вмешательство в природу.
У них сохранились относительно чистые гены.
|
«Не очень признавали» - это как? Признать, но не совсем? Мусорная фраза.
«Относительно чистые гены» - это как? Относительно чего? Что значит «чистые гены»? Мутации есть всегда. Были, есть и будут. Чистые гены – это Адам с Евой.
Цитата:
До моего дома в степи пока не докатились глобальные природные изменения и природа выглядит как и раньше.
|
Вы сами говорите – изменения глобальные. Они не могут докатиться или не докатиться. Они глобальные. Они повсюду, везде, вообще. Степь – это та же экосистема, она не могла остаться прежней.
Цитата:
Я прожил три года в одиночестве и больше не могу. Я - человек привыкший к огромным объемам ежедневной новой информации
|
За три года пора бы и отвыкнуть.
Цитата:
Я тоже уйду, я хочу уйти, я просто не могу больше быть один. Мое сердце разрывается от мыслей, как много прекрасного я потерял. Сегодня прекрасный день для того, чтобы уйти, как бы глупо это не звучало.
|
Этой фразы и однократно, в начале рассказа, хватило с избытком. Не надо так.
Цитата:
Я обожаю такую погоду, я уйду в природный шторм, пускай он заберет меня.
|
Это надо декламировать со сцены, и голос с придыханием. И глаза подкатить, и ладони к сердцу, чтобы прямо в надрыв… жуть. Но зато в контексте.
Цитата:
Не знаю зачем, я взял с собой последнюю модель записывающего устройства
|
Вот и мы не знаем.
Цитата:
Я не в курсе подробностей.
|
Вот и мы не в курсе. Может, справочник полистать, не?
Цитата:
Причем это устройство пишет не голос, а мысли.
|
Спасибо за пометку на полях.
Цитата:
Сделаю еще пару изображений. Я ведь говорил, что это последняя модель и она умеет хранить изображения.
|
Нет, не говорил. Но только что сказал.
Цитата:
Спросите как я уйду из жизни?
|
Нет. Но ведь всё равно расскажешь.
Цитата:
Нет, я не буду стрелять себе в голову, принимать яд или что-то в этом роде.
|
Уфф… а мы то уже испугались.
Цитата:
Спросите возможно ли так?
|
Нет. Но наше мнение ведь никого не интересует.
Я не издеваюсь, уважаемый автор, я лишь пытаюсь смоделировать диалог с читателем, который вы пытаетесь вести столь неумело. Вот они, ошибки: вовлечение читателя в текст путём вопросов в лоб, признание в недостатке информации, ремарки со словом «причём». Это портит рассказ, расчленяет и убивает на корню. И нужно иметь очень твёрдое перо, чтобы к ним обращаться.
Цитата:
Сейчас усядусь поудобнее, обопрусь спиной о колесо моего верного механического друга и расскажу вам, куда я собираюсь уйти. Какое красивое небо, как шевелится на ветру трава...
|
"Сейчас я вам расскажу, как уйду. Какое красивое небо"… Что это такое? Где обещанный прямым текстом рассказ, при чём тут трава и небо? Автор, вы теряете мысли прямо на лету и больше к ним не возвращаетесь, а фразы печально болтают ножками в воздухе. Если начали о чём-то говорить – не отвлекайтесь. Мысль должна быть цельной или не быть вообще.
Цитата:
Ну вот я и удобно сижу, ветер обнимает меня, зовет к себе. У меня была прекрасная семья.
|
И снова то же самое. У меня ощущение, что следить за логикой повествования вообще не в ваших правилах. Как соотносятся эти два предложения, какая между ними связь и почему они идут в паре? Отвечу: никак, никакой, просто так.
Цитата:
У меня была прекрасная семья. Мы все любили друг друга, уважали…
У меня были отличные друзья. Мы любили собираться хотя бы раз в неделю…
Эти встречи были насыщены особой атмосферой, в ней было легко и приятно находится…
Ну и конечно у меня была любимая девушка. У нас было все очень сложно. Но наша любовь победила все. Мы были вместе и очень счастливы…
|
Каждая из этих фраз – клише. Шаблон. Небо голубое, трава зелёная, семья прекрасная, друзья отличные. Это пустое, это ярлычки на картонных фигурках. Сочинение «Как я провёл лето»: «У меня есть друзья. Каждый день мы собираемся во дворе и играем в прятки. Нам весело вместе».
Цитата:
Все следующие дни разлуки мы общались всеми доступными способами.
|
Это не несёт информации, конкретики не хватает во всём, в каждом слове. Навскидку: «Мы неделями видели друг друга лишь на экранах мониторов».
Чёрт, обещала не зацикливаться на каждом предложении и не удержалась.
Итог: рассказ-зарисовка, который нуждается в очень тщательной вычитке по всем фронтам. Он не безнадёжен, но – скажем так – непростой случай. Нужно много труда и терпения, чтобы довести его до относительно читабельного. А пока… хм…
Скрытый текст - Критика на рассказ Valentinator - Гигаполис - Mikki: После прочтения рассказа пришли мне на память две цитаты: «человек человеку – волк» и «квартирный вопрос только испортил их…»
Человечество всегда страдало от тесноты. Или ему казалось, что оно страдает. В рассказе «Гигаполис» главный герой не просто страдает от тесноты. Он, можно сказать, уже перешел черту, которая отделяет страдание от ненависти. ГГ тесно в этом мире, который представляет собой огромную мусорную свалку. И жители мегаполиса – это всего лишь паштет, по крайней мере, все к этому ведет. Короче, перед читателем огромная консервная банка: пятьсот ярусов вместе с Крышей, на которой обитают богатеи (а где же им еще обитать-то?); тюрьма, где в ряд выстроились все, кто мечтает о добавочных жизненноважных сантиметрах; гигантский эскалатор, на котором тебе в ухо дышат смрадом дурнопахнущей еды; крохотные квартирки, в которых можно только сидеть и лежать, хорошо еще, если ноги не упираются в противоположную стену, а они упираются; личные автомобили, которые жмут в плечах…Ценность человеческой жизни стремительно приближается к нулю. Главная ценность в этом мире – пресловутое жизненное пространство.
Весь рассказ медленно, но верно ведет ГГ к финалу. Он ненавидит этот мир (т. е. Гигаполис, который является его домом) за густонаселенность, свою работу полицейского, потому что сочувствует расширителям, которых вынужден упаковывать и отправлять в стоячую тюрьму, хотя, одновременно, считает такой способ содержания преступников гуманным: «меньше пространство для них, больше для всех остальных». ГГ благодарен своей жене за самоубийство: ведь втроем в их квартирке жить невозможно. Он завидует сыну: тот еще может бегать от стены к стене, у него еще есть много свободного пространства. Он досадует на умершего недавно деде: тот «за всю жизнь так и не смог накопить достаточно денег, чтобы выкупить каморку». ГГ не живет, он существует по инерции, питаясь ненавистью, хотя планы на будущее у него, вроде бы есть: лет через пять он сможет позволить себе каморку, в которой ноги по ночам не будут затекать. И более того, у ГГ есть мечта: эпидемия, которая выкосит половину человечества. Обычные человеческие духовные ценности, еще 50 лет назад присущие человечеству, кажутся ему настолько несуразными, что чтение старого журнала вызывает в нем гнев и новый приступ ненависти.
И вот здесь у меня возник вопрос: а зачем герой читает сетевые энциклопедии и старый журнал, если ничего, кроме расстройства, не испытывает? Возможно, все же под ненавистью в нем скрыто еще какое-то чувство, и даже не одно?
Рассказ наполнен мыслями автора. Его видением этого мира и своего героя. А сам герой вызывает у меня, как читателя, довольно сложные чувства. С одной стороны, вроде бы все ясно: главное в герое – ненависть к миру и своей жизни. И ничего, кроме ненависти, в нем нет. С другой стороны, последние абзацы как раз говорят об ином: он любит сына, тоскует по умершему деду и не желает быть свидетелем гибели Гигаполиса, впрочем, он, возможно, просто не хочет гибнуть в тесноте. И это, по всей видимости, ему удается.
Что не хватает в этом рассказе мне, как читателю? Не хватает именно героя. Все, что я узнаю о нем – это видение самого автора. Его мысли, его чувства. А вот чувств героя, его эмоций и переживание почти нет. Пожалуй, это делает его похожим на схему, в которой некоторые положения противоречат друг другу.
Вот, например, эпизод, когда ГГ возвращается в свою квартирку. Он видит ребенка, Степку, и мы, читатели видим мальчика, который играет на полу. Далее автор описывает вечер героя. Он отдыхает, ест, ходит в туалет, смотрит новости, читает журнал и ложится спать. А о ребенке только одно упоминание: «Степан прикорнул сбоку». ГГ не разговаривает с ним, не играет, не думает о нем…Почему? Он равнодушен? Не умеет любить? Но в конце рассказа мы видим весьма сентиментальный эпизод, когда ГГ говорит сыну, что они идут к деду и выносит его умирать на крышу, под лучи солнца. Честно говоря, после финальной фразы: «Это небо, сынок», мне представилась скупая мужская слеза, бегущая по небритой щеке.
Короче говоря, герой не слишком живой и весьма малоэмоциональный.
Хотя, с другой стороны, атмосфера этого мира, медленно, но верно движущегося к гибели, создана вполне приемлемо, особенно натуралистическими подробностями быта заключенных.
Теперь несколько замечаний непосредственно по тексту:
Скрытый текст - Критика на рассказ selena magic - Прогноз погоды на завтра - Sera: Человек – царь природы, а потому считает себя в полном праве убить. Так? Так. И в этом рассказе данный постулат рассматривается в самом печальном своём варианте. Честно, ума не приложу, какие должны происходить процессы, чтобы случилось вышеописанное, и как при этом человечество умудрилось выжить, но на то и есть фандопущение, чтобы такие как я не задавали глупых вопросов. Тем более, что главный герой искренне верит, что выход найдётся – мне бы его оптимизм!
Общее:
Первое, что хочется отметить – завязку. Конкретнее, первая фраза. Вот бы ещё удрать «уже» из неё, смотрелось бы изящнее, но это на усмотрение автора.
А вот вторая фраза градус снизила. Могу придираться, но голос и лицо – это очень уж явное, общее. Мне думается, что за долгое время вместе люди находят какие-то тонкие черты, за которые потом цепляется недовольство: висячая родинка на подбородке, слишком выщипанные брови, толстые щиколотки или что-то иное.
Далее, смерч. На том, как написано, я остановлюсь ниже, а пока поговорим о том, что написано. Вот смерч – вот герой. Вот лодку несёт к гибели. Вот чудесное спасение. А эмоций героя у героя – ноль. Вообще. У статистки-секретарши их и то больше, чем наберётся у главного персонажа за весь рассказ. И смерч сразу теряет всю силу и важность. Если не занимать им место и просто упомянуть, как о граде, что изменится? Ничего. Вот герой вваливается на работу, а ему: у нас тут такое творится!!! Потому что раз герой не реагирует, то и читатель тоже. Нет ни малейшего сопереживания. И картинки нет. Нулевой эпизод, для галочки: смерч – одна штука. Пофиксено.
Далее. Финал. Финала нет вообще, то есть рассказ фактически повисает в воздухе. И даже упоминание жены не спасает. То, что рассказал докладчик, с лёгкостью додумывается читателем самостоятельно на основе той картины, которую ему уже показали. Вторая часть рассказа фактически дублирует первую, читателю разжёвывают и кладут в рот то, что ранее просто показано. И всё. От чего ушли, к тому и пришли, сделав махонький круг для обзора подробностей. И это придаёт рассказу вид зарисовки. Собственно, зарисовкой я бы его и назвала, поскольку сюжета как такового нет. И герой вял, как дохлая трека.
Частности:
Не верю. Даже сейчас можно найти обувь тёплую и непромокаемую одновременно, а чрез полвека – тем более. Если такие катаклизмы, то наверняка кто-то додумался бы, как на этом навариться. Это же золотое дно! А тут – валенки, галоши. Здравствуй, родная деревня.
И даже если это было сделано специально, в качестве юмора/иронии/сарказма/выбрать своё, то всё равно сбивает образ сильно. Ведь придумали же грузолёты как новый вид транспорта. А летают на них всё те же валенки с галошами.
Цитата:
она неожиданно взвизгнула:
-Алексей, надень теплую куртку и галоши поверх валенок. Галоши просто непременно! Черт знает, что такое творится на дворе! Только семь утра, а на термометре уже минус десять,- ворчала жена,
|
Так она всё же взвизгнула или ворчала?
Взвизгнуть можно один раз, коротко. Раз – и всё. Если процесс затягивается, то это уже визжание. Судя по всему, она всё же начала ворчать. И знаки препинания указывают, что первое предложение произнесено спокойно, а потом голос повысился.
Цитата:
Дымов поспешил к лодочной станции. Несмотря на минусовые температуры по ночам вода в реке не замерзала, и гондольеры по-прежнему занимались пассажирскими перевозками в городской центр. Дымов работал в главном отделе муниципалитета. С прошлого года он возглавлял аналитическую службу в Бюро прогнозов погоды.
|
Может, это ошибка переноса, может нет. Но тут требуется разделение на абзацы. В первом говорится о погоде и гондольерах, во втором – о работе Дымова. А вообще, этот абзац кажется мне очень сумбурным. По большей части именно из-за ремарки о должности. Её бы вписать как-то поаккуратнее, чтобы она не выбивалась своей протокольностью.
Вообще лишнее.
Цитата:
-Внимание, чрезвычайная ситуация! Граждане, застрявшие на Подвесном мосту, сохраняйте спокойствие. За вами выслали бригаду спасателей-альпинистов и парапланеристов, - надрывался громкоговоритель. Гарри с ужасом разглядывал останки своей лодки, нашедшие последнее пристанище на дне городского бассейна.
|
Вот тут тоже не помешает разделение на абзацы.
И ещё немного об эпизоде со смерчем. Смотрите: сначала сказано, что лодка несётся в эпицентр и стоит многозначительное многоточие. Ага, думаем мы, что-то там произошло. Потом обращение к гражданам – получается, после того, как всё случилось. Не поздновато ли? Ведь уже случилось, уже поставлено многоточие. И сразу за предупреждением, не успело оно смолкнуть, выясняется, что герои уже плавают в бассейне. То ли заранее, то ли с оповещением серьёзно опоздали. Словом, тут надо пересмотреть хронологию повествования.
Цитата:
доставляли его телу невыразимый дискомфорт
|
Лютый канцелярит.
Цитата:
Зонт, прихваченный Дымовым из дому, не пострадал в природном катаклизме и находился в кармане джинсов.
|
Зонт в кармане брюк? То есть придумать обувь они не смогли, а зонтик со спичечный коробок – запросто.
Цитата:
любопытством уставилась на начальника, приветливо вскинув руки в его сторону:
|
Может быть моя вина, но не могу это представить: любопытное выражение лица, внимательный взгляд – раз уставилась, и при этом такой приветливый всплеск руками. Мне кажется, это разные эмоции.
Цитата:
Мы так волновались за вас, тут этот смерч и перепад температуры!
|
Стоп. Сказано, что такое не первый день, что погода непредсказуема в стиле «и снег, и град, и кислый виноград». Тогда откуда ощущение, что произошло невиданное ЧС и везде паника?
Цитата:
Ну, самые маленькие градины были размером с футбольный мяч.
|
А трупов-то, трупов!..
Цитата:
срочное совещание в управление,
|
Цитата:
Заседание Генерального штаба
|
А это одно и то же или нет? Потому что по логике должно быть одним и тем же: вызвали – явился. Но тогда возникает другой вопрос: как долго оно продолжалось? Совещание экстренное, значит, герой отправился на него сразу. Ага. Видно, как оно открывается, затем диалог в нескольких репликах и финальная фраза. И герой идёт домой, потому что уже вечер и надо успеть засветло. У читателя ощущение, что он нечаянно пропустил солидный кусок времени. Стоит хотя бы упомянуть, что оно вообще было, это время.
Итог: идея на самом деле, несмотря на всё моё брюзжание, хорошая. И автор может писать, складывать предложения, вести мысль. Может. И гораздо-гораздо лучше, для этого всё есть. Но при этом результат на данном этапе довольно средний.
Ах, да, своё любимое забыла: пунктуация!!! Бедные знаки препинания, как над вами измываются эти люди!
Скрытый текст - Критика на рассказ Valentinator - Опасные мечты - lolbabe: Итак, что мы видим? Мы видим потуги на экшен, и частично эти потуги удались.
Если вкратце: два десантника (видимо, все самые бравые хлопцы в боевичках должны быть десантниками – еще бы, ракетные ранцы, звездолеты, мечты сопливых мальчиков), так вот, два десантника приземляются где-то, где все кишмя кишит монстрами, которых когда-то выдумали фантасты и «отпечатали» три дэ принтеры, и мочат этих монстров как тузик грелку. Их должностная инструкция проста и приятна на слух: мочить монстров. В процессе мочения (мочиловы? замачивания?) бравые десантники осознают, что столкнулись с монстром всех монстров – некой Омни-Мега, которая может задействовать любые произведения (объяснения скупы, поэтому понимание скудно). Омни-Мегу, естественно, тоже мочат, но, естественно, без жертв не обходится.
Что хорошо: экшен.
Что плохо: стандартный набор штампов – два напарника, один постарше, другой помоложе, мегамонстр, смерть одного из главгеров, глубокомысленная фраза второго главгера в конце, уход в закат улет в звездное небо.
Что очень плохо: экшен не вытягивает штампы. Оскомину набившие события просто происходят с приличной скоростью, вот и все. Во время прочтения хочется схватить автора за грудки и прорычать: «Ну удиви же меня!».
Что отвратительно: театральность декораций. Не верю. Не верю, что это будущее через пятьдесят лет – звездолеты, ракетные ранцы, блабла. Человечество и космос успело покорить, и здания там построить? Не верю героям. Федя сойдет еще, а Иван противоречит себе на каждом шагу.
– и тут же - – и тут же – .
Он у вас, автор, кто? Крепкий орешек или разочарованный интеллигент? А то по речи не понять. В общем, героям не верю.
В Омни-Мегу не верю. Появляется в середине рассказа, чтобы убить главгера – здрасте пожалуйста рояль заказывали? Когда в рассказе есть Злодей, о нем, о Злодее, нужно упоминать или намекать на него нужно с самого начала, иначе – не верю!
В экшен, кстати, тоже не очень верю. Новый монстр через строчку, новые прыжки, взрывы, блабла, читатель не успевает задуматься и представить картинку, как его за шиворот втягивают в следующий кадр. Если описываете монстра – задержитесь на ощущениях. Он не просто гигантский – но от него пахнет, например. Не просто скаты в воздухе – но глаза у них сверкают безумно в темноте. А так – мимо. Описаловка действий вместо того, чтобы погрузить читателя в атмосфэру.
Что мегаотвратительно: неопрятный текст. Вы его сами-то вычитывали, прежде чем на растерзание отдавать? Большая часть того, что ниже, тупо опечатки или логические несостыковки. Об этом нужно думать автору, а не критику.
Скрытый текст - тапки: остроумно пошутил Фэйдор – если пошутил, то просто пошутил. Остроумно пошутил звучит как сарказм.
поднялся в вверх – в лишняя
На бетоне осталась быстро застывающая лужа жидкой паутины. – и тут же - Фэйдор ничего не ответил, пройдя несколько шагов, он привычным ударом кованого сапога выбил следующую дверь по коридору. – так они где? В комнате или в коридоре?
- И не удивительно. Универсальные блокаторы сигналов, третий рассказ. Ты ни черта не подготовился к операции.
- Я бумажным антиквариатом не увлекаюсь. – а ведь прав Иван, Федя дебил, если пошел на операцию, связанную с книгами, не подготовившись.
Федор развернулся, и отпрянул. – без запятой
Только не дрейфь, ладна? – ладнО?
Кто из нас тупой, после этого? – без запятой
- Я не говорил убирать, - огрызнулся Иван. Где-то там, у ядра, должен быть голосовой интерфейс. – пропущено тире перед продолжением прямой речи
Десантник переключился на запасной, но потерял управление, рухнул и покатился, взметает тучи пыли. - взметаЯ
Когда круговерть закончилась Фэйдор, сдерживая тошноту, вскочил. – запятая перед Фэйдор
у него в матрице был "Мира фантастики" – Мир фантастики
Фантазировал много но не думал – запятая после много
Ведь я сам чем-то таком мечтал… - пропущена О
Некоторое время, Фэйдор молча сидел рядом – без запятой
Взревели двигатели, и человек взмыл в небо, навстречу серебристому звездолету. – через крышу, судя по всему, взмыл-то?
В итоге получается крепко сколоченный, нашпигованный стереотипами боевик, от которого хочется зевнуть и перечитать/пересмотреть что-нибудь этакое, что-нибудь с твистом в сюжете. Здесь-то все читается на пару абзацев вперед. Заложенная мысль – что из воплощенных фантазий не все послужило злу – теряется в остальном.
Молодец, конечно, автор, но хочется верить, что для вас это только самое начало. Можете же лучше, ну?
Скрытый текст - Критика на рассказ Telle - Мост Мира - van Halk: Я медленно затянулся сигаретой из грязной замусоленной пачки, что валялась здесь неподалеку.
Начнём с первого предложения. Оно, как известно, должно задавать интерес или настрой. Не мной придумано, но фраза должна быть короткой и «стрелять». У вас выбран хороший посыл – «затянулся сигаретой», а последующие разъяснения начало убивают. Вот, например, сравните:
Я медленно затянулся сигаретой. Из грязной, замусоленной пачки, что валялась неподалёку.
Чувствуете разницу? Есть первое предложение, которое фиксирует действие. Есть второе – даёт немного информации, которая как бы призывает читать дальше. Потому что становится интересно – почему, например, пачка валялась. В вашем варианте этот акцент рассеивается – мысль концентрируется на «грязной замусоленной». Как бы неплохо, но акцент уже смещён – читатель, скорее всего, отнесёт данное уточнение к неаккуратности героя, но отнюдь не к тому, о чём речь идёт дальше. Я бы этот момент вообще усилил. Например:
Я медленно затянулся сигаретой. Из грязной, замусоленной пачки, что валялась неподалёку. Сейчас это не проблема – синтетические сигареты бросают на каждом шагу.
Что мы имеем в данном варианте? Имеем первый посыл, имеем вопрос, и получаем новую информацию – синтетические сигареты. Которые почему-то бросают. Вы как бы «затягиваете» читателя в свой мир, строите картинку.
Почему я так подробно разбираю первый абзац? Потому как он задаёт общий тон. Читать или не читать? Интересно или нет? Есть ли вопросы… А для автора это важно, поскольку выбрана очень непростая для чтения подача – размышления. По сути, это тот же поток сознания, но чуть в более «мягкой» форме. Здесь каждый слог играет важную роль. Идём дальше…
Закашлялся, затянулся, и выбросил ее подальше. Никогда не понимал и не любил этиновые сигареты. Их странную форму и цвет, вы наверняка видели: шариковые ручки. Белые и продолговатые. Этисигареты выглядели точно также. Я даже не знал, где ее начинать курить и как. Пачка слишком грязная, что бы я мог на ней что-то разобрать, да и дождь сыграл плохую службу исмыл все инструкции. Я скучаю по сигаретам, что были у меня в руках всего каких-то двадцать пять лет назад. Мягкая податливая пачка, которую ты был способен сжать одной рукой, сигареты пахнущие табаком…
Я отметил слова и выражения, от которых даже в вашем варианте надо избавляться. Выбранный стиль диктует. Мне не очень нравится и само построение, но это уже дело вкуса. С небольшими корректировками должно было бы выглядеть примерно так:
Затянулся. Закашлялся, выбросил подальше. Никогда не понимал и не любил новые сигареты. Их странную форму и цвет. Белые и продолговатые, как шариковые ручки. Пачка слишком грязная, чтобы разобрать хоть что-нибудь, а дождь смыл инструкции. Я скучаю по сигаретам, которые держал в руках двадцать пять лет назад. Мягкая податливая пачка, которую можно сжать одной рукой. Сигареты, пахнущие табаком…
Дальше в том же духе. В чём, как мне кажется, проблема – вы избрали стиль потоковый, но периодически прореживаете фразы отвлечёнными уточнениями, которые сюда уж никак не вяжутся. По той простой причине, что мысль человеческая устроена иначе – человек так не думает.
Да, я не представился, меня зовут Ричард. Так просто, Ричард, Ричард без фамилии, не будем пожимать друг другу руки, будто рады этому знакомству, тут никто друг другу не рад. И находимся мы с сыном в самом паршивом месте, куда могли попасть, в тоннеле. В том, который пролегает через пролив, когда-то называвшимся Беринговым, сейчас он называется Пролив Мира, пошлое название, как ни крути. Сейчас всего-то 2065 год, но жизнь становится все хуже.
В 2025 году на нашу многострадальную планету обрушился метеорит. Метеорит, который смог. Который смыл все, что находилось ниже Евразии. Тысячи городов, поселений, деревень и миллионы людей погибло от взрыва, а другие несколько миллионов ушли под воду. Я не знаю подробностей, но, как слышал, выживших пытались найти и, как всегда безуспешно. Все это привело к тому, что оставшиеся страны объединились в одну, так был построен Берингов мост. Кстати, что мост, что тоннель, строили из обыкновенного камня, и железных плит, покрытых асфальтом, ничего не изменилось.
А тут у вас пошло смешение стилей. Размышления + разговор. Это ни в коем разе не плохо, но выдерживать грань становится сложнее. Надо или отказываться, или соответствовать. И, обязательно – уж поверьте, избегать красочных эпитетов типа «многостадальную». Тексту на пользу они точно не сыграют.
Кстати тот метеорит оказался посланником с Юпитера, как установили позже.
Вот тут у меня возникла масса вопросов. С Юпитера, вы не ошиблись? Дело в том, что Юпитер, в основном, состоит из метана – «газовая» планета. С камнями там сложно. Тут есть вопросы к достоверности. Мне, как физику по образованию, поверить в такой вариант крайне сложно. Подумайте, так ли важно, что именно с Юпитера. Если не уверены в достоверности, конкретики лучше избегать…
Когда на «сцене» появляется Анджела, повествованию начинаешь верить с особым трудом. Как в фильме славноизвестного Тарантино «От заката до рассвета». Правда, у режиссёра с логикой было нормально. Здесь, у вас – не очень. Понимаете, любой поступок, даже если он выглядит безумным, как-то мотивирован. Вы-то наверняка мотивировку знаете, а вот читатель нет. Недостаточно информации дали, чтобы понять и поверить в действия героев. Это очень важный момент. У вас проскользнула фраза, что герой мог понравиться пиратке, но оснований для такого вывода нет. Практически нет. Такие посылы обязательно нужно подкреплять – яркой сценой или впечатляющим диалогом, но никак не монотонными размышлениями героя.
В чём ещё проблема, на мой взгляд. Начиная с момента попадания к пиратам стиль должен поменяться. Потому как это уже не размышлизмы, а живое действие. У вас этого не произошло, поэтому рассказ и дальше воспринимается как размышления героя, а это уже категорически неправильно. Потому и финальная сцена «не бьёт». Смотрится, как простая констатация фактов, но вы же не к этому стремились, правда? Можно ведь добавить надрыва, показать, что человек ради последнего шанса, надежды… готов идти даже навстречу смерти. Это можно и нужно обязательно обыграть – чтобы слёзы на глаза наворачивались. Надеюсь, у вас получится.
И последнее замечание – часто грешите «притяжательностью»: «я», «мне». В подавляющем большинстве случаев можно просто вырезать – текст от этого только выиграет. И с пунктуацией не везде хорошо – поправьте. И подумайте, на всякий случай, о рефрене в финале. Дайте герою настоящую сигарету, например. Вы с этого начинали, и такой эпизод обязательно заставит читателя вспомнить. Вспомнить все события, начиная от синтетических сигарет.
В целом впечатление от идеи положительное, но надо её грамотно оформить. Пока что рассказ смотрится несколько сырым.
Скрытый текст - selena magik - Временное убежище - Роман Мережук: Рассказ не выдержан. Автору для того, чтобы оформить в слова идею понадобилось начать произведение с ориентального фэнтези, в середине перейти к бытовухе, а закончить футуризмом, почти с приставкой ретро-.
Выбирайте что-то одно, не стелитесь скудной мыслью по тексту.
Далее. Вы используете две точки зрения в одном рассказе, но не разделяете их разрывами – тремя звездочками и т.д. Это некая проблема для тех, кто не в курсе «точек бифуркации». Так нельзя делать, читатель и так путается в СуньХунях, так еще и должен резко перескакивать от героя к герою.
Далее . В середине рассказа идет смысловой обрыв – переход от восточного декора к некому мистическому филосовскому подтексту сансары волей странных ангелов. Были азиаты, стали Порфирии (От «порфир», чтоль?), Афанасии и т.д. Выбрали восточное направление, держитесь в его рамках. Не путайте читателя резкими сменами своего настроения.
Далее. Очень много повествуется задним числом – встретились, побыли при коммунизме, сбежали, проблемы с зачатием. Все это можно описать, дать читателю пережить историю, а не выдать как факт биографии задним числом..
Финал показался несколько слизанным с Кинговской «11-22-63», но это слабая придирка, скорее просто навеяло.
__________________
Я вижу то, что узреть другим не дано... Любящие сердца всегда найдут способ быть вместе
Не боги дают силу. Она живет внутри нас...
Последний раз редактировалось Reistlin; 14.08.2013 в 12:52.
|