Показать сообщение отдельно
  #6346  
Старый 19.06.2013, 10:00
Аватар для AnneLinn
Историческая личность
 
Регистрация: 24.11.2010
Сообщений: 2,803
Репутация: 1703 [+/-]
По долгу службы прочла много пьес довоенного и послевоенного периода. Есть стоящие вещи, но особенное впечатление произвели "Черный лебедь" М. Вальзера и "Опять они поют" М. Фриша. В обеих поднимаются вопросы военных преступлений, "отцовских грехов", расплаты, ответственности. Если первая занимательна благодаря центральному герою - "новому Гамлету" и явным отсылкам к Шекспиру, то вторая... Эта вещь оказалась весьма травмоопасна для моей ранимой души). Не опускаясь до откровенной чернухи и не сгущая краски, Макс Фриш рисует совершенно жуткие, психоделические, но завораживающие картины, в которых все перемешалось, в том числе живые и мертвые, немецкие солдаты и американские летчики, которых объединило банальное, но все же верное "перед смертью все равны". Одна из самых пронзительных сцен - сцена расстрела учителя его бывшим лучшим учеником. От их диалога буквально кровь в жилах стынет. Представляю, как бы это выглядело в постановке, со всеми эффектами.
Возможно, кто-то сочтет, будто автор намеренно бьет на жалость, и даже усмотрит в некоторых сценах неприкрытую сентиментальность, однако мой вывод однозначен: наверное, самое лучшее  антивоенное произведение из всех, когда-либо прочитанных мной. Вернее, одно из самых лучших, так как с абсурдистско-сатирической "Уловкой-22" не сравниваю намеренно. Что называется, на разных полках стоят. На слишком разных). Романист Хеллер высказывается о жутких вещах так, а драматург Фриш - эдак. Одно не лучше и не хуже другого. 
__________________
Dum Spiro Spero.
Ответить с цитированием