Отзыв от Александра Подольского:
Клуб-Красные-чернила
Ох, и как только авторы еще решаются писать на тему человека (людей) в замкнутом помещении, когда непонятно, как и для чего он тут оказался. Первая «Пила» Вана была фактически идеальным ужастиком, все, что пошло дальше, — уже скорее процесс отъема денег у населения. Вариаций на эту тему туча, причем они будут множиться и множиться. Чтобы сказать в этом поджанре что-то новое, нужно очень сильно постараться. Придумать оригинальный финт, снабдить сюжет изюминкой, проработать психологические образы так, чтобы читатель рот открыл от удивления. В общем, сделать хоть что-то, чтобы выделиться на фоне серой и опостылевшей уже массы одинаковых с лица произведений о подвалах-чердаках-складах и их узниках. Выбранным автором стилем сложновато создать пугающую атмосферу, мрачность или безысходность. Графоман он и есть графоман. Я не про автора, а про персонажа, если что. Так вот, помимо прочих проблем у графомана еще и наблюдается сбой фокала, в результате чего градус сопереживания совсем сдувается. Он и так-то был невелик — герой получился, прямо скажем, так себе, а тут еще и «включения» от всезнающего автора с предупреждением для читателя; рассыпанная по тексту ирония, «Ну, трахните меня!» как попытка спасения, танцующие куриные окорочка и прочее, прочее, прочее… Сама фабула не тянет на серьезный разговор, ибо ревнители чистоты литературной в перекрашенных ку-клукс-клановских одеяниях с арбалетами и электрошокерами, ворующие людей и устраивающие жертвам литконкурсы... Ну, вы поняли. Написано нормально, хоть и без изысков. Лучшая часть рассказа — сон с бабочками и «человеческой многоножкой». В остальном же — не впечатляет. Тем более на конкурсе ужастиков.
4/10
Ничего, страшней агностицизма
Если честно, не очень люблю, когда русскоязычные авторы начинают рассказывать страшные истории о Токио, Тасмании или штате Мэн. Зачастую выбор подобных декораций ничем не обоснован, и от антуража остается одно название. Как и почти все иностранные герои мыслят по-русски. Многие боятся, что тот же самый сюжет на русской земле превратится в комедию. Мол, ЧП на платформе Текстильщики, сорок человек бросились под поезд, а в это время Зинаида на своем «Москвиче» сквозь ливень едет забирать дядю Эдика из заплесневелого подмосковного пансионата. Ну ерунда же, да? То ли дело токийская подземка, доктор Ишима и ураган, идущий с океана! Но задача автора как раз и состоит в том, чтобы внедрить ужас в нашу действительность как можно органичнее. Увы, многим эта задача кажется слишком тяжелой, и авторы выбирают самый простой путь — уйти за рубеж. Как правило, ничего хорошего не выходит. Но к рассматриваемому рассказу это, к счастью, не относится. Автор не плывет и не скатывается в какую-нибудь «рязанщину», старается держаться выбранного курса. Курс этот, правда, не всем придется по вкусу. Поначалу руки так и чешутся наставить вопросительных знаков и оформить прямую речь по-человечески. Но старик Маккарти одобряет, конечно. Подобный абы как оформленный поток текста мог бы наскучить буквально сразу, если бы не сюжет и атмосфера. Тут все в порядке, поэтому, приноровившись к стилю, очень скоро внимание целиком и полностью цепляется за историю. Очень удачно вписался радиоэфир, который тут словно отдельный персонаж. Ураган, больница где-то у черта на рогах и онлайном идущие выпуски новостей о трагедии в метро потихоньку создают то самое настроение, что и требуется от произведения в жанре ужасов. А вот вторая часть уже слегка провисает, хоть и добавляет безуминки. В больнице что-то пошло не совсем так, часть атмосферы рассеялась, уступая место кадрам из очередного J-хоррора. Само повествование по-азиатски скупо на эмоции, героиня аморфна, происходящее воспринимается несколько дистанционно, но при этом читателю этих самых эмоций хватает. Автор довольно строго соблюдает законы стилизации, хотя иногда и перебарщивает, когда, к примеру, разжевывает читателю, какой именно рукой героиня бросает книжку назад, чтобы подчеркнуть праворульное движение. Все эти мелочи неорганичны и избыточны, поэтому лишь выдают человека, который стремился сделать все по инструкции. Тексту не помешает вычитка от всяких «кимано», еще не очень нравится слово «висельница» в таком применении, да и «машинист поезда, под которым погибли жертвы» (под машинистом?) вызывает неправильные ассоциации, лучше заменить на «машиниста поезда-убийцы», например. И у рассказа, на мой взгляд, крайне неудачное название. Но в целом же — весьма приятная работа с интересной темой и рискованным, но запоминающимся исполнением.
7+/10
От улыбки
«Сие глистов во мне породило, анальный зуд даровало»
Конкурс рассказов ужасов, угу. Интересно, планировал ли вообще автор пугать? Удивить, завалить образами, красками, наворотить мерзопакостных сцен — это да, а вот как насчет «напугать»? Сомневаюсь. Получился винегрет и по жанру, и по сюжету. Теологическая глисто-притча, замешанная на магреализме с абсурднейшим фантдопом, нотками философии и отголосками аниме. Очень сложная конструкция. Не каждому автору под силу создать из подобных ингредиентов нечто удобоваримое. Здесь, на мой взгляд, получилось неважнецки. Опять же, исключительно в конкурсных рамках — встреться этот рассказ где-то в другом месте, быть может, воспринялся бы он по-другому. Наверняка найдутся любители и такого коктейля, но, увы, себя к ним отнести не могу. Автора можно похвалить за ярких героев, за живенький стиль, особенно его нужно похвалить за одну из историй в истории, а именно — об интернет-педофиле. А вот за рассказ, как за цельное произведение, похвалить сложно. В общем, милый автор, сойдемся на том, что я просто не ваш читатель.
3/10
Паутина для Кролика
Очень сырой рассказ, причем во всех отношениях. Начнем с сюжета. Все это было уже много-много раз и в куда более качественном исполнении. Приемная семья со своими целями, несчастный ребенок, которому суждено стать козлом отпущения, очередная секта, ритуал по возвращению мертвых… Чему удивляться? Зато тут автор действительно пытался сделать страшную историю, пытался напугать. За это ему плюс. Жаль, что не получилось. Родители слишком нормальны для сектантов, хорошо бы чуть сильнее надавить на карандашик и прорисовать червоточинки. А то в таком виде превращение мамаши (которой автор по ходу рассказа виртуозно поменял имя) из тихони во взбесившуюся маньячку выглядит странно. Вот образ отца более-менее удался, чего не скажешь о мультяшных сектантах, которые уносились из дома, что аж пятки сверкали. Едем дальше. Кролик. Оставим в стороне дурацкое прозвище, хоть оно и портит название, и рассмотрим ребенка подробнее, коли он у нас фокальный персонаж. Итак, неужели одиннадцатилетний мальчишка, выросший в детдоме-интернате, выглядит вот так? Вообще по его описаниям, по поведению, у меня, как у читателя, в голове сложился образ 7-8-летнего забитого тихони или даже маменькиного сынка, но никак не одиннадцатилетнего детдомовца. В этом возрасте и в таком месте дети совсем другие. Хорошо, допустим, что не всем же в одиннадцать курить и ругаться матом, но и вот такой вот плюшевый Кролик на выходе получиться не должен. Вспоминаем про фокал, коли читатель смотрит на события сквозь призму ребенка, и вновь удивляемся. Автор слишком часто влезает в текст со своей колокольни. Недопустимо часто, поэтому образ рассыпается. Ребенок не знает слова «отторжение», но в интернате выучил «фотошоп» и «диафрагму». Каждая реплика автора видна в тексте, будто выделена жирным шрифтом. Это все можно и нужно исправлять, потому что в целом-то автор с задачей передачи информации через «детский мир» почти справился. А это очень сложно, между прочим. Но работать нужно не только над этим, а над текстом вообще. Написано очень небрежно, много ошибок и опечаток, автор не знает, как правильно оформляется прямая речь.
Тётя Марина была полной противоположностью: маленькая, полная
Я так раз, что ты пришёл
день рождение
Цитировать можно долго и нудно, но, думаю, конкурсанты и без меня это уже сделали. Финальный штрих с бесконечными заголовками газет в стиле НТВ только усугубляет ситуацию (тем более что там кое-где по две ошибки в заголовке, таких журналистов давно бы выгнали с работы). В общем, несмотря на старания и честную попытку сыграть на поле хоррора — слабо.
4/10
Поединок
Это хороший рассказ, который, как ни странно, испортила хоррор-составляющая. Все, что идет до звездочек, понравилось. От и до, ничего лишнего. К некоторым корявостям языка и пунктуации придираться не буду, их не так много, особенно на фоне некоторых коллег по финалу. Герой, несмотря на утомляющий рефрен «Григорий Степанович, Григорий Степанович, Григорий Степанович» (я бы предпочел просто фамилию), живой и трехмерный. Чувства, эмоции, опасения и страхи — все показано грамотно и уместно. Живо представляется и распорядок дня, и молоденькая библиотекарша, и тетка из регистратуры. Самое главное — действительно ощущаешь ту тревогу, которая поселяется в пенсионере с первыми провалами памяти. Причем автор не давит на жалость, изображая очередного умирающего с голоду ветерана, наоборот — он рисует бодренького старичка, с которым внезапно приключается беда. И от этого переживания даже сильнее. В общем, единственный минус первой (и основной) части рассказа — недостаточная жанровая принадлежность. Напряжение хоть и нагнетается, но для хоррора маловато. В плюс идет и реализм, но подспудно ждешь развязки, где и должно случиться оно, то самое, за что рассказ попал в финал конкурса ужасов. Признаться, во время прочтения теплилась надежда, что автор обыграет тему амнезии в духе Кристофера Нолана и замечательного триллера «Помни». Но, увы, после звездочек пришло разочарование. Демон-бес, поедающий память, конечно, интересный ход, но уж больно резонирует он со всем остальным рассказом. Ну не смотрится он тут, не нужен он. Да и его выбор в пользу старика сам по себе странный. В общем, автор, я бы вам посоветовал хорошенько подумать над заключительной частью. Писать вы умеете, обидно сливать такие качественные наработки.
6/10
Тот, кто стоит за левым плечом
Насыщенный рассказ, однако не цепляет. По итогу больше напоминает психоделическую смесь комикса и нескольких компьютерных игр. Сюжет интригует с первых строчек, хоть уже тогда и появляются первые аналогии с игродельным миром. Написано неплохо, да что там — хорошо написано. Ярко, образно, красочно. И два пограничных мира, несмотря на затертость идеи, пришлись к месту. А вот дальше как-то все сдувается. Жуть здесь прежде всего визуальная, изощренные описания всякой мерзости (даже образ жены попал под раздачу) идут практически сплошным потоком, вскоре создается ощущение, что рассказ состоит из набора картинок. Но автор настолько увлекается описанием этакого переплетения кошмаров, что сюжет потихоньку отходит в сторону. Дело даже не в недосказанности по некоторым пунктам, а в самом культивировании вот этого визуального ужаса, акцентировании внимания исключительно на нем. В результате рассказ проплывает мимо серией ярких вспышек. Вполне допускаю, что добавить сюжетной глубины не позволили ограничения по объему, но оценивать нужно итоговый результат. А в сухом остатке имеется качественный визуал и по-хорошему больная фантазия, но со смысловой нагрузкой не все ладно — хотелось бы больше адекватности и чуть меньше безумия. Да и визуал этот, хоть и классно сработан технически, но ноги-руки-уши его мы где-то уже видели. Как и красные отпечатки ладоней на стене и прочие штампы.
5/10
|